В экспедиции Рерихи основательно изучают основную религию Тибета - буддизм. Тибету Н.К.Рерих посвятил целый цикл своих картин.
Столица Тибета Лхасса. "Лхасса". Потала - дворец Далай-Ламы, религиозного главы Тибета.
Экспедиция проходит и по Монголии. Н.К. неустанно делает наброски, эскизы, пишет картины. Вот некоторые: "Юрты. Монголия".
|
За экспедицией Н.К.Рериха внимательно следила английская разведка. От нее не ускользнула ни московская поездка Рериха, ни книга "Община", изданная Рерихами в 1927 году в Улан-Баторе. Этого было более, чем достаточно, чтобы объявить Рериха большевистским эмиссаром. Но не это беспокоило английские власти. Главное, чего они опасались - это то, что высокие идей Рериха были созвучны народам Индии; эти идей резонансом могли отозваться в сознании масс. И тогда богатая колония будет безвозвратно потеряна. Этого английское правительство допустить никак не могло. Ради сохранения своего господства оно должно было пойти на все.
По официальным и тайным звеньям британского аппарата отдается распоряжение: всеми имеющимися средствами сорвать экспедицию. Руководство операцией поручалось резиденту английской разведки Бейли, который, судя по многим данным, был причастен к расстрелу 26 бакинских комиссарово.
В деликатных и сложных случаях британские мужи предпочитают действовать чужими руками. Так они поступили и на этот раз. Тибетскому правительству, независимость которого была чистой фикцией, направляется рекомендация: сорвать русскую экспедицию. Нет нужды говорить, что рекомендация имела силу приказа.
20 сентября 1927 года движение экспедиции останавливает тибетский отряд. Отобраны паспорта. Отобрано оружие. Рерих и его спутники оказались, по существу, на положении пленников.
|
Ударили морозы, доходившие до 50 град. Цельсия. Путешественники очутились в условиях суровой зимы на высоте 4,5 тыс. метров. Без теплых палаток. Без теплого белья. Рерих шлет запросы в Лхассу, английскому резиденту Бейли, с которым он встречался ранее, считал своим знакомым и к которому в трудную минуту обратился за помощью. Затем тому же Бейли пишет Юрий Рерих. Письма остаются без ответа.
Пять с половиной месяцев держат тибетцы экспедицию под неусыпным наблюдением, облекая ее на медленное умирание.
Из путевого дневника Рериха:" Из ста двух животных мы потеряли девяносто два. На тибетских нагорьях остались пять человек из наших спутников".