В "Кэн-дзюцу рон хэнтэцу сюи" ("Смысл составления теории фехтования мечом") об основателе школы Муган-рю Миура Гэнъэмон Масатамэ (Масанари) рассказывается следующее:
"Масатамэ был уроженцем Эдо и служил дому Огасавара. С детских лет он полюбил искусство фехтования мечом и к возрасту более 30 лет достиг мастерства в 18 школах и во всех до единой получил мастерские лицензии. Особенно выдающимся было его мастерство в школах Тогун-рю и Итто-рю. У него даже появилось около 2000 учеников, но он все же не был удовлетворен достигнутым. Было это связано с тем, [что он понял, что, если в бою] столкнутся гокуи ("самые сокровенные секреты") разных школ, то айути - взаимное убийство - будет неминуемо. [И он все думал,] как же переступить через эту ступень.
В один из дней, когда он задремал, он внезапно услыхал удар в колокол буддийского храма, проснулся и тут же испытал озарение. Положив чудесную тонкость в основу, он создал собственную школу и назвал ее "Муган-рю" - "Школа, [созданная] без [использования] глаз"".
Таким образом, Миура Масатамэ самостоятельно, без помощи учителя постиг еще что-то, что превосходило по уровню все изученные им хидэн целых 18 школ! Эта история возвращает нас к проблеме существования двух групп хидэн - технической и группы паранормальных (сверхъестественных) способностей - и возможности передачи последних от учителя к ученику.
В самом деле, можно ли научить кого-либо ясновидению или левитации? Читая источники по истории бу-дзюцу и знакомясь с легендами об основателях различных школ, обращаешь внимание на то, что большинство их создавало собственные школы не путем упорядочивания накопленных знаний, а только приобретя специфический мистический опыт, напрямую не связанный с практикой бу-дзюцу, после которого у них открывались те самые паранормальные способности, которые считаются хидэн самого высокого уровня.
Приведём несколько примеров.
Школа Кагэ-рю, по легенде, была создана мастером Айсу Икосай после того, как во время его молений в пещере Удо в провинции Хюга, ему явилось местное божество в облике обезьяны, раскрыло секреты воинского искусства и передало тайную рукопись, в которой описывались принципы боевого искусства. Монах Икэйбо Тёхэн, родоначальник школы Мусо дзикидэн-рю, живший в месте Дорогава на горе Обаяси-яма в провинции Ямато, якобы получил секретную традицию воинского искусства от каппа - фантастического существа-вампира, имеющего вид ребенка, лицо тигренка и впадину на темени, живущего в воде или на суше, заманивающего своих жертв в воду и топящего купающихся детей - по имени "Тэнсинсё".
Яно Сагоэмон постиг сокровенные секреты кэн-дзюцу и основал школу Тогун синто-рю после того, как во сне побеседовал с дзэнским монахом, передавшим ему 3 стиха.
Приводить примеры такого рода можно практически до бесконечности. Как человек, не верящий в существование всех этих обезьяноподобных богов, чудищ вроде каппа и тэнгу, я хочу обратить внимание читателя на то, что мистический опыт и обретение сверхъестественных способностей в этих легендах всегда происходит вне РЮ, вне общения с наставником или товарищами. Этот опыт - плод собственных усилий человека. Он приобретается не с помощью тренировки под руководством наставника рукопашного боя, а с помощью способов религиозной практики - молитв, медитации.
Интересно, что глобальные прорывы крупнейших мастеров ХХ в. были связаны с длительной тренировкой в уединении и религиозной практикой. Так Уэсиба Морихэй пережил озарение и создал айкидо после общения с лидером синтоистского религиозного течения Омото-кё. Отец японского каратэ Годзю-рю (Годзюкай) Ямагути Гогэн благодаря тренингу в составе одной из синтоистских групп обрел дар предвидения действий противника, научился реагировать безо всяких раздумий на любые изменения ситуации. Решающим моментом в становлении основателя каратэ Кёкусинкай Оямы Масутацу стало многомесячное затворничество на горе Киёсуми.
Таким образом, очевидно, "высшие секреты", связанные с проявлением паранормальных способностей не могут быть переданы мастером ученику. Познание их - личное дело человека, возможность его определяется тем личным усилием, прежде всего, внутренним, волевым, духовным, которое прилагает ученик. Бесполезно ждать, когда наставник соизволит научить его этом. Идея личного познания непередаваемого прекрасно выражена в школах бу-дзюцу, испытавших влияние дзэн-буддийской традиции. Рассказывают, что Цудзи Гэттан Сукэмоти создал школу кэн-дзюцу Мугай-рю после долгих медитаций и практики дзэнских коанов, услыхав от своего наставника буддийское стихотворение-гатху, которое гласило:
Закон в действительности не во вне,
Небо и земля обретают целомудрие,
Получаешь, будто [ветер] обдувает волосы,
Движения молоды, а сиянье чисто.