|
Ученик, регулярно занимающийся айкидо, должен иметь собственные взгляды на ki даже при незнании ее исторических и теоретических основ. Как показано в предыдущей главе, ki - это древний принцип, лежащий в основе восточноазиатских философских учений и религий.
Однако, существуют различия в его восприятии отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития, физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений занимающихся о ki неизбежны. Мы можем услышать, как ученики говорят, что: "это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или: "это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно откуда", или: "Это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе занятий айкидо", или: " Это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую разрядку", и т.д. Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта. А будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать.
Если это так, то принципиальные различия в приведенных ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не только трудность точного определения ki, но и показывает, что за счет своей широты и глубины понятие ki не поддается единому определению. При том, что тема ki может рассматриваться в религиозном и философской аспектах, нас интересует подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ki понимается и постигается в процессе развития личности, это ведет к становлению характера и развитию личности как целого.
Одновременно, такое восприятие ki неизбежно ведет к принятию ее философской и духовной базы. Безусловно, правильное понимание ki должно достигаться как на опыте, так и за счет интеллектуальной деятельности. Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий# методы, содержание и последовательность. Абсолютная цель тренировок в айкидо - это достижение единства ki, тела и разума, но уникальность айкидо состоит в том, что значение согласования движений с потоком ki подчеркивается с самого начала. Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ki, поэтому все движения включают круговое вращение. Ученики учатся соединению ki разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой тренировки waza. Их учат, например, что ki концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке, соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и расслаблен.
Когда поток ki идет через руки и кончиуи пальцев, рука без оружия сами становятся оружием, называемым te-gatana, что буквально означает "рука-меч". Перед началом обработки движений принято развивать дыхательную силу с помощью упражнения, известного как kokyu-ho (буквально - дыхательный метод), в положениии как сидя, так и стоя, и учиться правильно определять расстояние (ma-ai) между собой и партнером. Основным моментом является то, что в отличие от других форм боевых искусств, включая все классические и современные формы будо, которые учат соединению разума, техники и тела, айкидо делает упор скорее на ki, чем на технику, и тренирует соединение ki, разума и тела.
Конечно, тренировка waza осуществляется постоянно, но степень мастерства зависит от степени соединения ki, разума и тела, и это единственная база для оценки уровня профессионализма в айкидо. Как мы пытались показать, ki должна постигаться как на опыте, так и в процессе интеллектуальной работы, однако, существует еще один аспект, который не могут не учитывать люди, живущие в век науки. Источник концепции ki лежит в системе взглядов на мир, принятой в древнем Китае, безусловно, связанной с тайнами мироздания. Вопрос состоит в том, насколько это понятие ki подходит к научному мировоззрению.
Когда древние люди использовали силу своего интеллекта и воображения, чтобы понять функционирование вселенной, они пришли к концепции ki. Они пробовали также об`яснить системы порядка в природе и космосе на основе этого принципа. Я верю, что реальность концепции ki как источника происхождения жизни сохранилась, однако, она была основана на наблюдениях познаваемого мира и не включала информацию по неизвестной вселенной. В наш век науки непостижимая вселенная стала к нам гораздо ближе, и фактически на основе научных знаний мы можем реально увидеть и коснуться того, что раньше было далеко за пределами нашего восприятия, хотя и сейчас это может быть лишь небольшая часть огромного пространства. Для нас может оказаться важным поиск связей ki и современных научных взглядов на вселенную, поскольку научное объяснение может оказаться необходимым для понимания концепции ki обычными людьми.
Научное изучение вселенной началось в конце 17 века с открытия Исааком Ньютоном Закона всемирного тяготения как фундаментального закона природы. С тех пор произошли значительные перемены, и быстрое развитие привело к тому, что исследование вселенной стало обычным делом.
Современная космическая эра началась с Юрия Гагарина - русского космонавта, который облетел вокруг Земли 12 апреля 1961 г. на космическом корабле "Восток I". В условиях сильной конкуренции русских и американских ученых в области космических исследований 20 июля 1969 г. американские космонавты успешно совершили посадку на Луну на корабле "Аполлон 11", а Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. (Третий космонавт США, сейчас сенатор США, Джон Гленн проявлял большой интерес к айкидо, посетил Hombu Dojo и слушал лекцию Учителя Уесиба.) Исследование вселенной с использованием космических кораблей и спутников продолжается, и может оказаться интересным взглянуть, как это сочетается с нашим пониманием ki, но это задача будущего. Однако, для наших целей могут пригодиться некоторые предварительные замечания. Недавно я прочитал книгу "Космос", которую написал Карл Сейган, выдающийся астроном и лауреат Пултцеровской премии. В специальном предисловии к японскому изданию д-р Сейган писал: "Пифагор из древней Греции был тем, кто впервые использовал слово "космос" для описания упорядоченной вселенной, доступной для человеческого понимания.