Ильин Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма (
'Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека', 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала
'Русский колокол' (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч.
'О сопротивлении злу силою' (1925),
'Путь духовного обновления' (1935, 1962),
'Основы борьбы за национальную Россию' (1938),
'Аксиомы религиозного опыта' (т. 1-2, 1953),
'Наши задачи' (т. 1-2, 1956).
Родился в дворянской семье; его дед строил Большой Кремлевский Дворец, был его смотрителем и комендантом; крестным его отца был император Александр II. Дед его по матери врач Ю. Ш. фон Штадион эмигрировал в Россию из Германии в 1830-х гг.
Учеба. Отношение к революции
Окончив с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию, Ильин в 1901 поступил на юридический факультет (хотя мечтал о филологическом) Московского университета, где стал учеником П. И. Новгородцева. С 1909 приват-доцент Московского университета, с 1918 - профессор. В 1911-12 гг. был в командировке в Германии, Франции, Италии.
Февральскую революцию воспринял как 'временный беспорядок', а большевистский Октябрьский переворот - как катастрофу и активно включился в борьбу с новым режимом. 19 мая 1918 защитил диссертацию на тему: 'Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека' (оппонентами были П. И. Новгородцев и князь Е. Н. Трубецкой; т. 1-2, 1918). Неоднократно арестовывался, в последний (шестой) раз в сентябре 1922, после чего вместе с большой группой философов, ученых и литераторов был выслан из России в Германию на пароходе 'Обер-бургомистр Хакен'.
Жизнь за рубежом
В 1922-38 жил в Берлине, работая (до 1934, когда был уволен нацистами) в Русском Научном институте. Активный идеолог белого движения, он выступает с многочисленными лекциями в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, занимается издательской деятельностью. Его основной темой становится анализ духовной сущности революционной катастрофы и духовное возрождение России. Бурную и горячую полемику вызвала его книга 'О сопротивлении злу силою' (1925). В 1927-30 редактирует и издает 'Русский колокол' - журнал 'русской волевой идеи'.
В 1938, после того как нацисты наложили запрет на его печатные труды и публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию, где смог обосноваться с помощью денежного залога, внесенного С. В. Рахманиновым и избавившего его от насильственного возвращения в Германию (он был лишен, однако, права на работу и политическую деятельность). В последующие годы жил в пригороде Цюриха Цолликоне, писал философские книги, выступал с лекциями и (анонимно) занимался политической публицистикой.
Наследие Ильина
Обширное творческое наследие Ильина насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций, огромное количество писем, стихотворения, поэмы, воспоминания, документы.
Его двухтомная диссертация считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. Рассматривая ее как систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, Ильин констатирует 'кризис теодицеи' у Гегеля и неспособность 'разумного понятия' полностью подчинить себе 'иррациональную стихию' эмпирического мира.
Идеи правового государства были сформулированы Ильиным в серии брошюр, изданных после февральской революции. Законченный им в 1919 фундаментальный труд 'Учение о правосознании' был опубликован уже после его смерти ('О сущности правосознания', Мюнхен, 1956). Относя право к духовной среде, Ильин сформулировал три 'аксиомы правосознания', лежащие в основе правовой жизни любого народа: 'закон духовного достоинства', 'закон автономии' (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и 'закон взаимного признания' (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью). Теории государства и политического устройства посвящены двухтомник 'Наши задачи' (1956) и незаконченный труд 'О монархии и республике' (1978). Будучи убежденным монархистом, Ильин всегда оставался 'непредрешенцем', считал, что навязывать монархию народу, 'разучившемуся иметь царя', неосмотрительно и вредно. Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал с аристократическим, ведущим слоем 'национальной диктатуры'. Истинный патриотизм он определял как любовь к духу своего народа (лекция 'Об истинном патриотизме', 1914-15, основные идеи которой вошли в книгу 'Путь духовного обновления', 1937), а ключ к пониманию русской православной души видел в таких 'прафеноменах', как 'молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы' ('Сущность и своеобразие русской культуры', 1942).
Ильин не принадлежал к плеяде последователей Вл. Соловьева, с которыми связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс нач. 20 в. О своей книге 'Поющее сердце. Книга тихих созерцаний' (закончена 1947, опубл. 1958) Ильин писал: 'Она посвящена не богословию, а тихому философскому Богохвалению,... Я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского 'богословствования' наподобие Бердяева-Булгакова-Карсавина и прочих дилетанствующих ересиархов... Это философия простая, тихая... рожденная главным органом Православного Христианства - созерцающим сердцем'. В центре описываемой Ильиным феноменологии религиозного опыта стоит понятие религиозного 'акта' как личного духовного состояния человека в его предстоянии Богу ('Аксиомы религиозного опыта', т. 1-2, 1953).
Сочинения:
Собр. соч. В 10 т. М., 1993-96. Т. 1-6.
Религиозный смысл философии. Париж, 1925.
Основы художества. О совершенном в искусстве. Рига, 1937.
О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов-Шмелев. Мюнхен, 1959.
Основы государственного устройства: Проект Основного Закона России (1996).