Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Йога в рассказах

Парапсихология:Еще от запоя

Боевые искусства:Шоу-Дао Рукопашный бой школы Шоу-Даопредставляет собой медитативное свободное творчество среди необозримого количества приемов в отличие от жестко регламентированных, основанных на ограниченном количестве отработанных в совершенстве приемов школ типа карате и других ортодоксальных направлений.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Познание и наука / 


Познание и наука

Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом. Но, наряду с этим познавательным рассредоточением, есть в мире человеческой деятельности целая "страна", которая специализируется на производстве, хранении, переработке и распространении знаний - это наука. Определить ее можно как динамическую систему в целом истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых в результате специальной исследовательской деятельности общества и превращаемых благодаря их применению в важную производительную силу общества.

Когда возникла наука? Мнения расходятся. Одни считают, что наука возникла вместе с возникновением общества. Такая точка зрения, однако, смешивает предпосылки возникновения науки с самой наукой, ее предысторию с историей. Другие относят время возникновения науки лишь к ХV - ХVI вв., когда начало вступать в свои права естествознание и наметилась перспектива обращения к опытным, экспериментальным методам исследования. Видимо, разрешить этот спор можно следующим образом. Как особая (интеллектуальная) форма общественной деятельности наука зародилась в Греции VI-III вв. до н.э. Греки были тем народом, который сумел принять установку на рациональное познание от восточных культур и довел ее после тщательной, существенной и творческой, переработки до науки в собственном смысле этого слова. Начало, таким образом, было положено, ребенок появился на свет. Но прошло немало времени, прежде чем он окреп, развился, стал взрослым. Инициация ("посвящение во взрослые") науки действительно приходится где-то на ХVI-ХVII вв.

Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука - это прежде всего какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука - антипод хаоса, не системной, не целостной она не может быть по определению. Далее, идеи науки, научные идеи отражают достаточно глубокие, существенные связи изучаемых явлений. Открытие законов составляет главную задачу и цель всякой науки. А законы, как известно, не лежат на поверхности, они и есть эти глубокие и существенные связи. Научные идеи, кроме того, должны быть прогностическими, служить орудием предвидения. Только фиксированием и констатацией происходящего наука тоже ограничиться не может. И еще: идеи науки должны обладать - в тенденции, в развитии, определенным преобразовательным потенциалом, служить делу изменения и улучшения мира, предметной среды обитания человека.

Наконец, - но это как раз определяющее, самое главное - идеи, если они действительно научные, должны исходить из фактов, опираться на факты и подтверждаться фактами. Факты ведут нас к доказательству - уникальному достоянию науки, тому, чего нет или недостает другим формам и видам умственной деятельности людей. Наука - доказательная форма знания, познания. Нельзя, конечно, думать, что наука - одно сплошное доказательство, что все в ней хорошо сработано, добротно пригнано и согласовано друг с другом. Нет, наука многомерна, в ней немало и недоказанного, спорного, безнадежно-мечтательного. Просто не они, не такие образования олицетворяют науку, представляют ее содержание. Просто стремление к доказательству, установка на доказуемость является величайшим стимулом научного прогресса, определяющей характеристикой исследовательской деятельности людей. Наука сильна как раз своим доказанным знанием. И основная масса ее знания является именно таковой.

Но вернемся к фактам - что ими считать? Видимо, не любые, не всякие свидетельства - о летающих тарелках, например. Кстати, замечено, что когда на тарелки действительно нечего положить, когда экономический кризис делает их в прямом смысле пустыми, вот тогда число тарелок, но уже летающих (действительно, очень легкие), резко возрастает. Свидетельства фактического порядка не могут быть чисто интуитивными или субъективными. А только объективными и эмпирическими. Объективными - значит, представляющими какое-то реальное событие или явление. Эмпирическими - значит, наблюдаемыми, из чего далее следует - доступными проверке другими, всеми заинтересованными сторонами (исследователями). Свидетельства, добавим, можно считать наблюдаемыми, когда известно, есть тщательное и систематическое описание того, как, когда и при каких обстоятельствах их собирали.

Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми. Наука поэтому может быть определена и как научное сообщество, т.е. сообщество людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории. В данном сообществе, как и в любом другом, есть все: борьба амбиций, симпатий и антипатий, лицемерие, угодничество, нечестность, предательство и т. д. И все же само занятие наукой создает в этом сообществе атмосферу творчества, свободы, "честной игры", стремления и уважения к истине, доверия к научным средствам и методам ее поиска. И, естественно, честности, рождаемой взаимной "придирчивостью", высокой требовательностью ученых друг к другу.



Рейтинг : 10081     Комментарии к статье
Комментарий от svomad391 для Познание и наука от 2010-04-28
Да, сколько людей, столько и мнений, но истина где - то рядом :)
Комментарий от Bacek для Познание и наука от 2009-09-17
Это прямо в точку!!! Иными словами и не скажешь! :)
Комментарий от Даниил Лоськов для Познание и наука от 2009-09-15
Автору нужно памятник постаить за такое!:)
Комментарий от BeжливыйCнaйпep для Познание и наука от 2009-07-26
Красота - это в общем-то гениальность, даже больше, чем гениальность, ибо она в объяснении не нуждается.
Комментарий от Никита Рыбин для Познание и наука от 2009-07-22
Что-то у меня в Файрфоксе дизайн вашего блога расползается...
Комментарий от Захар Ковалев для Познание и наука от 2009-07-15
Вот это да... По моему мнению, об этом пишут уже на каждом заборе :)
Комментарий от Рубен Сычев для Познание и наука от 2009-05-28
Спасибочки, что просветили. Никогда бы не подумал :)
Комментарий от Bebeshka для Познание и наука от 2009-01-01
А вот интересно, сам автор читает . Или мы тут сами для себя пишем? :)
Комментарий от Федор для Познание и наука от 2008-12-02
Да, такой блог стопудово надо раскручивать сильнее - что б как можно больше людей о нем узнали! :)
Комментарий от XSatiram для Познание и наука от 2008-12-01
Согласен в принципе :) Для меня это точно очень актуально :)
Комментарий от Анатолий для Познание и наука от 2008-11-27
Можно и поспорить по этому вопросу, ведь только в споре может зародиться истина. :)
Комментарий от XSatiram для Познание и наука от 2008-11-20
Вопрос к автору блога, а вот у вас время у каждой статьи и в комментариях пишется... Это какое? Московское? Заранее благодарю за ответ.
Комментарий от Алан для Познание и наука от 2008-11-04
Присоединяюсь к вышесказанному!
Комментарий от krjvwunyxw для Познание и наука от 2008-01-19
Hello! Good Site! Thanks you! ikjuuhbywj
Комментарий от Sveta для Познание и наука от 2007-11-19
96e5dfe7 00703c66 5e5 I found a lot useful info. Thanks.
Комментарий от Francuz для Познание и наука от 2007-11-19
96e5dfe7 00703c66 5e5 Nice site its very interesting site! your site is fantastic.
Комментарий от Francuz для Познание и наука от 2007-11-19
96e5dfe7 00703c66 5e5 Excellent site - do keep up the good work.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь