|
Еврейская философская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филона угасла, во всяком случае - для евреев. Только с Х века н.э., когда мусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философия получила последовательное развитие и стала ведущим началом в формировании еврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, но первым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют "отцом еврейской философии".
Саадья, как и школа "словесников", или, на международном языке того времени, "каламистов" (от арабского корня "калам" - слово), мусульманских теологов, исходил из того, что следует акцентировать внимание на роли разума в достижении правильных представлений о Боге. В то же время во многих философских вопросах Саадья проявил себя как самостоятельный мыслитель. В своем труде "Эмунот ве-деот" - что значит дословно "ВЕРА И ЗНАНИЯ" - Саадья стремится установить взаимосвязь между откровением (верой) и разумом (знанием).
Противоречие между разумом и откровением представляется ему невозможным, т.е. оба они восходят к единому Божественному источнику. Единственное различие между ними Саадья видит в методе: по сравнению с разумом откровение - более быстрый и прямой способ постижения Божественной истины. Более того, откровение и разум взаимодополняют друг друга в познании истины: откровение спасает разум от обуревающих его сомнений и неуверенности, в то время как разум способствует пояснению и распространению идей, полученных путем Откровения. То есть между нашим умом и сознанием Всевышнего не ставится знак равенства, но Саадья открытым текстом говорит (первым, кстати, из философов своей эпохи) - что пропасть между ними не так уж глубока, мы для того и созданы разумными, чтобы понимать нашего Творца, а не верить в него так же слепо, как верили бы существа лишенные сознания:
А тот факт, что Он нам открылся так, а не иначе, при экстремальных, неожиданных или парадоксальных обстоятельствах и в словах, которые не всем с первого раза понятны, нисколько не противоречит нашей способности это откровение вместить и понять: это и будет настоящая вера, а не слепая рабская преданность. Стал бы Всевышний открываться тем, на чье понимание он вообще не может рассчитывать - ведь ни коровам, ни деревьям он не ставит задач, которых их мозг не может выполнить, а людям ставит!
Установив основополагающее единство разума и откровения, Саадья рассматривает в свете разума явленные откровением истины еврейской традиции. Излагая свои собственные воззрения, он полемизирует с распространенными теориями и концепциями. Образцом может служить полемика, которую Саадья ведет с каламистами, не признающими законов природы и причинно-следственных связей. Для каламиста в мире не существует иного закона, кроме воли Бога: он, например, утверждает, что, если земля увлажняется во время дождя, это происходит не потому, что идет дождь, а потому, что такова воля Бога. В противоположность этим утверждениям, Саадья всячески подчеркивает действенность законов природы.