Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Никола Тесла Никола Тесла - это исследования магнитного поля и переменный ток, это технологии беспроводной передачи электроэнергии и прикосновение к управлению временем, это "Филадельфийский эксперимент" и "Проект Радуга", это электромобиль и прирученные шаровые молнии

Теософия и эзотерика:Философия науки и роль парадигм Со времен промышленной революции западная наука добилась поразительных успехов и стала мощной силой, формирующей жизни миллионов людей

Философия:Ортега-и-Гассет Хосе Испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии

Боевые искусства:Шпионаж во время осады замка Осака Осенью 1615 года грянула гроза: армия Токугавы Иэясу двинулась на Осаку - последний оплот Тоётоми Хидэёри. Это было столь неожиданно, что сам Хидэёри всего за несколько дней до выступления сёгуна отказался от большой партии пороха, которую тут же перекупили его враги. Тем не менее восточная армия шла на Осаку с единственной целью: сжечь ее дотла и искоренить семя Тоётоми.

Парапсихология:Пробка

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия Америки / Протестантский философ Нибур Райнхольд / 


Протестантский философ Нибур Райнхольд

Йельский университет


НИБУР ( Niebuhr ) Райнхольд (1892-1971) - амер. протестантский философ и теолог. После окончания в 1915 теологической семинарии в Идене учился в Йельском университете. В 1928-60 профессор христианской этики в Объединенной теологической семинарии Нью-Йорка. Автор более 1500 статей и 16 книг. До 1966 редактировал журнал 'Christianity and Crisis', пропогандировавший идеи протестантской неоортодоксии.

В центре учения Нибура проблемы современного индустриального обществава, кризис религии, проблемы человека, возрождения его культуры. В его деятельности можно выделить несколько этапов. Первый период (1915-27) связан с увлечением идеями социального евангелизма, в том числе 'культур-протестантизма', суть к-рого в сближении религии с культурой. Анализируя историю христианства в контексте общей истории культуры, рассматривал протестантизм как высшую ступень развития западной культуры.

В 'аккультурации' религии и, соответственно, в христианизации культуры ранний Нибур видел источник социального оптимизма. Утверждал, что Бог имманентен культуре и выступает как партнер человека в процессе культурно-исторического творчества. Принимал участие в деятельности 'Братства во имя христианского социального порядка', которое в 1928 вошло в состав 'Братства примирения', где Нибур также играл заметную роль. В это время он опубликовал книги 'Нужна ли цивилизации религия?' (1927) и 'Листки из дневника смиренного циника' (1929), к-рые принесли ему известность в Америке. Книгой 'Моральный человек и аморальное об-во' (1932) обозначил разрыв с прежними идеями, выступил с критикой индустриальной цивилизации. Кратковременное увлечение 'христ. марксизмом' сменяется активной разработкой программы неоортодоксии и теологии кризиса, нашедшей отражение в его публикациях.

Большое влияние на формирование культурологич. взглядов зрелого Нибура оказала неоортодоксия, появившаяся в Германии в нач. 20-х гг.: один из ее теоретиков, Тиллих, был приглашен в США братьями Нибурами в 1933. Полемизируя с У.Раушенбушем и другими представителями социального евангелизма, отвергая позитивную оценку светской культуры, которая была характерна для 'культур-протестантизма', Нибур акцентировал внимание на противоречивости культуры и природы человека. 'Набожная и секулярная Америка' - под таким названием в 50-х гг. вышел в свет сборник статей и очерков Нибура. Это было время, когда многие западные мыслители рассуждали о процессах секуляризации культуры, о кризисе христианской религии, неустойчивости ее положения в век бездуховной цивилизации. 'Ирония истории', по мнению Нибура, заключалась в противоречии между оптимистическими устремлениями человека и горьким опытом его жизни. Причину 'иронии' в соответствии с христ. традицией Ниьур усматривал в человеческой свободе.

В книге 'Природа человека и его сообщества' Нибур критиковал две тенденции трактовки проблемы свободы человека: 'реализм' и 'идеализм', связанные соответственно с протестантизмом и католицизмом. В этот период он скорректировал модель культуры, представленную в работах основателя неоортодоксии К.Барта. От признания принципиальной иррелигиозности культуры, невозможности корреляции философии и теологии Нибур под влиянием Тиллиха переходит к разработке моделей культуры и человека совр. культуры, которые получили большее признание в американском теологическом модернизме.Для современной культуры характерно внешнее противопоставление секулярного и светского. Для объяснения причин кризиса культуры Нибур обращается к христианской концепции первородного греха, дополняя ее признанием всеобщего, онтологичного характера греха, который порождается 'тварной', природной сущностью человека и накладывает отпечаток на всю деятельность людей.

Нибур рассматривал человека как двойственное противоречивое существо, одновременно связанное с миром природы, изменяющимся, конечным и миром божественным, вечным, трансцендентным. В человеч. личности неразрывно связаны и взаимопроникают стремления к самоутверждению и к самоотдаче, что отражает суть парадокса самого Христа: 'Тот, кто заботится о своей жизни, утратит ее, а тот, кто теряет ее ради меня, найдет ее'. Человеку трудно вынести положение между смертностью и вечностью, отсюда и то беспокойство, к-рое пронизывает все творения человека, его культуру, сталкивая светское и религиозное. Нибур полагал, что в американской культуре мирное сосуществование религиозных и светских элементов не только возможно, но и необходимо. С позиций диалектической теологии развивал идеи 'христианского реализма', согласно которому преодоление негативных последствий человеч. свободы, творческих деяний осуществляется с помощью искупительной жертвы Христа.

Нибур, отталкиваясь от идей неоортодоксии, дал оригинальную интерпретацию христ. этики как 'невозможной возможности', основываясь на которой разрабатывал концепцию любви. Выступал с критикой одностороннего воззрения на любовь как 'феномен избыточности' в работах Фромма и различал три рода любви: бескорыстная любовь ('агапэ'), взаимную любовь и любовь по расчету. Только 'агапэ' выражает божеств, путь любви и является не просто идеалом, а в своем высшем выражении выступает как любящий Бог. Именно 'агапэ' придает истинное значение и смысл человеч. жизни и культуре. Человек должен стремиться не к созданию некоей идеальной социокультурной сферы на земле, а идти к царству Божьему, которое трансцендентно истории как провиденциальная ее цель, но которое и есть сущность подлинной христианской культуры.



Рейтинг : 5655     Комментарии к статье
Комментарий от НЙУФЕТ 1 для Протестантский философ Нибур Райнхольд от 2008-06-12
НДБББББББ... РТПФЙЧПРПУФБЧМЕОЙЕ УЕЛХМСТОПЗП Й УЧЕФЛПЗП.....
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь