|
Аксаков Иван Сергеевич- публицист, идеолог славянофильства. Закончил училище правоведения в Петербурге (1842). В 1849 - арестован за участие в двежение славянофилов, освобождён, но находился под негласным надзором полиции. В 1852 - редактор "Московского сборника", в 1858-1859 - "Русские беседы", газеты "Парус". В 60-е годы редактировал газеты "День" и "Москва", в 80-е - газету "Русь". По своим взглядам близок Хомякову и К.С.Аксакову. Критиковал западный рационализм. Доминантой мировоззрения Аксаков - идея народности - вера, община, народный быт. Предложил проект самоупразднения дворянства как сословия. Тесные отношения связывали Аксаков с Достоевским, Тютчевым, Соловьевым.
Более поздний славянофил, И.Аксаков, в отличие от Н.Данилевского, признавал идею общечеловеческой культуры. Но все они верили, что Россия не должна повторять путь Запада и что славяно-русский мир - мир будущего.
"Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него, как в единственную цель и полнейшую норму человечествАксаков Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней".
Отношение к церкви было следующим: "Церковь, вмешиваясь в дела государственные, совмещая в одной руке меч духовный с мечом государственным, перестает быть церковью и сама себя добровольно отрицает, низводя на ступень "царства от мира сего". Точно так же и государство, если бы вздумало присваивать себе значение и власть церкви... внесло бы в церковь элемент совершенно инородный, чуждый, ограничило бы беспредельную духовность веры, овнешило бы, огрубило бы ее, одним словом, исказило самое существо церкви".
"Без свободы совести немыслима и церковь, ибо в духовной свободе человека лежит причина бытия... самой церкви... Свобода человеческого духа составляет, таким образом, не только стихию церкви, но и самый, так сказать, объект ее действия... Понятно... что в этой стихии свободного духа самая деятельность, направление этого духа, может быть только духовная".
"Нельзя не поражаться узкостью и ограниченностью понимания сторонниками "современного прогресса" мировой задачи христианства: то взваливают на него ответственность - зачем в течении почти двух тысяч лет оно не водворило на земле всеобщего благополучия,- то обвиняют его в непрактичности, и в том, что христианский идеал стоит вне действительной исторической жизни человечествАксаков .. В том-то и дело, что идеал христианский вечен, вне условий места и времени... не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит и будит человеческое общество и стремит его вперед и вперед".
"И где общество? И какие у общества православной России церковные, политические, социальные - русские идеалы? Наше старое общество разлагается, и нового мы еще не видим. Потому что к старому обществу должны мы отнести и все наше молодое поколение, в котором нет ничего, кроме более искренней и энергичной силы отрицания".
Главные сочинения:"И слово правды...", "Литературная критика", "И.С.Аксаков в его письмах".