Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Схоластика СХОЛАСТИКА. Термин **схоластика** этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином **схоластика** стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков.

Непознанное:Тайны субмарин В первой половине нашего столетия плавание на подводных лодках было весьма рискованным предприятием. До войны в 1939-м они терялись ежегодно в основном по оплошности или огрехам конструкции,

Парапсихология:ГЛАВА 4. Майрос Их называют по-pазному: майpос, маpос, майяp, "темные пpозpачные", "воины Равновесия"; но мало кто может докопаться до их сущности. Точно известно одно: майpос существуют столько же, сколько помнит себя земная цивилизация

Боевые искусства:Уцзуцюань (кулак пяти предков) Цю Сыдэ, Кан Сюйван, Хуан Вэйцзян и другие мастера уцзуцюань (кулак пяти предков)

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Известные русские философы ХIX-XX веков / Бахтин Михаил Михайлович (1895 -1973) / 


Бахтин Михаил Михайлович (1895 -1973)

Михаил Михайлович Бахтин


Бахтин Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Окончил Петроградский университет /1918/. В конце 20-х годов репрессирован, выслан в Кустанай на 6 лет. Более чем на 30 лет Бахтин был исключен из научной жизни. Создал "Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только благодаря индивидуальным усилиям. Главной задачей считал соединение двух областей - мира культуры и мира жизни. В культурологии ввел понятие хронотопа, как внутренней связи восприятий пространства и времени, лежащей в основе художественных систем разных исторических эпох.

В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности. Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершённости, свободной открытости, "вненаходимости" человека. "Человек, - писал он, - никогда не совпадает с самим собой". В нём есть то, что не поддаётся "овнешняющему определению"и раскрывается только "в акте свободного самосознания и слова". Он всегда находится "в точке выхода", нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и навязанные закономерности. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли. Бахтин отвергал материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, на его взгляд, совершается не в сфере социальности, а сознания. Критерий социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания, которое в конечном счёте трансформируется в единство одного сознания. И при этом совершенно безразлично, какую метафизическую форму оно принимает: "сознания вообще", "абсолютного Я", "абсолютного духа", "нормативного сознания"и проч. По мнению Бахтина, важно лишь то, что рядом с этим единым и неизбежно одним сознанием уже не может сосуществовать "множество эмпирических человеческих сознаний"; последние оказываются как бы случайными и даже вовсе ненужными. Очевидно, что на почве философского монизма личность полностью закрывается для познания. Поэтому "подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в неё, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя".

Главные сочинения: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", "Проблемы поэтики Достоевского", "К философским основам гуманитарных наук", "Литературно-критические статьи".





Рейтинг : 5943     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь