|
Проект корпорации "Филипс" - "Видение Будущего" был начат в 1996 году, в нем приняли участие: философы, дизайнеры, художники, инженеры, футурологи.
Предисловие.
Новая современность. После того, как в 1989 году пала Берлинская Стена, изменилось само наше восприятие мира. Раньше для большинства из нас известный мир был ограничен той стороной Железного Занавеса, с которой находились мы сами. На самом деле, мы знали о том, что жизнь с другой стороны тоже есть, но что еще нам было известно о ней? Сегодня мы учимся видеть мир как единую систему.
Как нас представляется, эта система вовсе не так уравновешена, как хотелось бы. Каждый вечер мы включаем телевизор и становимся свидетелями того, что происходит во всем мире - хорошего и плохого. Наше знание событий создает некую ментальную среду, и от нее нам трудно избавиться еще долго после такого просмотра новостей. И в то же самое время, такая среда побуждает нас искать пути улучшения ситуация.
Возможно, если бы такая неустойчивость на глобальном уровне была уравновешена стабильностью на местном уровне, было бы проще смириться с ней. Но жизнь дома и на работе изменяется с все нарастающей скоростью, индивидуализация общества ослабила национальные и семейные связи.
Возросшая подвижность ослабила смысл нашего объединения, принадлежности к обособленному месту. Работа требует гибкости: в настоящее время, немногие надеются оставаться в одной отрасли занятости всю жизнь. Это означает, что поиск нового образа и нового качества жизни бесконечен.
Поддержание ощущения индивидуальности и стабильности при прохождении через все эти изменения дается нелегко. И все же, именно этого мы должны добиваться, чтобы сохранить равновесие, чувство собственного достоинства и, прежде всего, нашу человечность. Если не принимать во внимание случайные отклонения, мы постепенно приходим в чувство в развитых обществах. Мы понимаем, что пришло время сосредоточиться на важных вещах в жизни, на основных ценностях и качествах. Существует все возрастающее понимание, что общество будущего должно обрести большее экологическое и социальное равновесие - иными словами, это должно быть жизнеспособное общество.
Мы выросли в мире, основанном на системе модернистского видения безостановочного индустриального прогресса. Теперь мы начинаем понимать, что должны подходить к прогрессу с точки зрения более целостного, более глобализованного представления. Жизнеспособно только то общество, которое сможет осуществить разработку новых, возобновляемых источников энергии, при сохранении конечных ресурсов и бережном отношении к естественной и искусственной среде. Это такое общество, в фокусе которого будет находиться человек, такое, в котором каждый сможет подняться по многозвенной шкале потребностей, обозначенных физиологом Абрахамом Маслоу. Удовлетворяя сначала физические, потом интеллектуальные и, наконец, духовные потребности, люди смогут достичь окончательной формы реализации своих способностей - того, что Маслоу, называет "самореализацией".
Это будет такое общество, в котором наша психологическая потребность расширить свой опыт и достигнуть целей будет взращиваться и воплощаться. Это будет мир, где само 'путешествие' столь же важно как 'прибытие', где процесс создания чашки кофе столь же важен - и приятен, - как и собственно чашка кофе. В нем также будет признаваться, что, будучи социальными существами, мы придаем большое значение таким качествам, как спокойствие ума, единение, счастье и свершение, и соответственно будет поощряться их реализация в каждодневной жизни.
Прямо сейчас, конечно, не совсем ясно, как можно достичь такого утопического общества. Перед нами открываются различные возможности достижения равновесия. Упрощенные сценарии, требующие массивного отступления со сдачей многих удобств, от которых привычно зависит индустриальное общество, скорее всего, также потребуют и отказа от многих личных свобод. С другой стороны, постепенное развитие почти наверняка начнет меняться слишком поздно.
Возможно, решение проблемы жизнеспособности фактически лежит у нас перед глазами. Одно из наиболее поразительных явлений в мире сегодня - это, конечно, информационная технология. Информационная технология - это путь естественного развития в рамках индустриального общества. В основном, она продолжает процесс автоматизации, который начался много столетий назад, хотя в развитии выбирает свой путь - принципиально новый путь, притом со значительным ускорением темпов. Развитие информационной технологии происходит, подобно естественной системе, рассеянным, неструктурированным образом, без какой-либо кардинальной мотивации, которая могла бы задать ей направление.
Но если теперь мы проведем сравнительный анализ потребности жизнеспособного общества по отношению к возможностям предлагаемых информационной технологией в таких, например, сферах, как связь, здравоохранение и развлечения, то увидим множество точек пересечения.
Во-первых, будучи применена в области построения изображения, информационная технология соответствует многим требованиям окружающей среды жизнеспособного общества, поскольку отличается высоко эффективным использованием энергии и материалов. Это значительно уменьшает наше воздействие на среду. Таким образом, миниатюризация, которая стала возможной с применением технологии чипов, позволяет сокращать использование ресурсов. Поскольку программное обеспечение способно совершенствоваться, это значит, что каждое усовершенствование не влечет за собой обязательную установку нового оборудования. А при использовании сетей передачи данных, такая технология уменьшает потребность в переездах, транспортировке, а поскольку предпочтительно используется электронный способ хранения данных, нежели физическое складирование, экономит даже пространство.
Во-вторых, информационная технология предлагает решение многих социальных, культурных и интеллектуальных потребностей людей в жизнеспособном обществе. Компьютерные сети, такие как Интернет, принадлежат миру без границ, миру, в котором новости путешествуют быстрее, чем сплетня в деревне, с новыми 'виртуальными' объединениями, где каждый может болтать через забор со всеми и имеет возможность высказаться.
В этом свете взаимодействие потребностей жизнеспособного общества и возможностей, предлагаемых нам информационной технологией, может рассматриваться, как некий 'священный союз', совпадение исторической хронологии, которое может вызывать "Новую Современность" - век, в котором мы будем продолжать верить в идею прогресса, но прогресса, опирающегося на качество, а не количество.
Будущее не падает с неба, как дождь, но вершится действиями тех, кто уже сегодня берет на себя ответственность за него. Чем больше мы узнаем и можем дать другим знание о потенциальной способности технологии ускорить достижение Новой Современности, тем более способны мы будем контролировать нашу работу и принимать на себя ответственность - как выражено нашей общей темой: "Давайте сделаем вещи лучше" - для дальнейшего продвижения к этой цели. Видение Будущего - это наша попытка заглянуть в лучшее завтра.
Стефано Марзано (Stefano Marzano)
Старший Директор, Филипс. Проектный отдел
Введение.
В поисках равновесия. Какой будет жизнь в 2005 году? Чем люди захотят заниматься в будущем? Что будет их интересовать, что позволит им достигать наиболее полной самореализации в жизни? Компании, подобные 'Филипс', которые стремятся участвовать в формировании будущего, имеют достаточную позицию, чтобы предложить новые способы улучшения качества жизни с помощью развития технологии.
Трудность предсказания будущего еще и в том, что человеческие перспективы изменяются, а технологии развиваются и объединяются. Новые продукты традиционно представлены главным образом через технологические новшества. Но сегодня для того, чтобы выпускать продукцию и предоставлять услуги, наиболее близко отвечающие потребностям и желаниям людей, мы должны восстановить равновесие, более внимательно отнестись к нарастающему усложнению отношений между людьми и техникой.
Проект 'Видение Будущего' был начат с тем, чтобы исследовать возможные события в последующие десять лет. Нам приходится заглядывать в будущее достаточно далеко, чтобы суметь увидеть шаги, которые следует предпринять в дальнейшем.
В самой общей постановке вопроса цель проекта состояла в том, чтобы понять, что люди будут воспринимать в будущем, как полезное, желательное и выгодное, создать технический план движения, направленный на реализацию этой цели. Потребовался новый подход, чтобы распознать скрытые потребности и запросы людей, и в частности выяснить, какие качества они станут ценить в будущих товарах и услугах.
Чтобы сделать будущее реальным
Трудно предсказать, что принесет нам будущее. Кто, например, смог бы предсказать микроволновые печи, компакт-диски или портативные телефоны? Рассматривая возникающие в обществе тенденции - первые признаки того, как люди будут жить и взаимодействовать в будущем - мы сможем формулировать сценарии наилучшим образом выражающие, какими могут быть эти возможности.
Показывая людям эти идеи в форме реальных объектов и представляя контекст, в котором они могут использоваться, мы дает им возможность обратной связи не только в общих чертах, но и в плане конкретно очерченных вопросов. Такая обратная связь может содержать много полезной информации, которая поможет нам предложить большее количество соответствующих продуктов и услуг в будущем.
Область охвата и цели
Мы не можем надеяться получить полную картину того, что будет требоваться людям во многих и разнообразных обществах всего мира. Поэтому мы рассмотрели социально-культурные события только в обществах, которые являются ведущими в восприятии новой технологии, таких как Северная Америка, Европа, Япония и Австралазия. Мы также ограничились теми сферами, на которых сосредоточена деятельность 'Филипса'. В рамках этой области был разработан проект "Видение Будущего", определивший четыре цели:
- продемонстрировать намерение и способность 'Филипса' внести положительный вклад в будущее, предлагая продукцию, услуги и программное обеспечение, повышающие качество жизни населения;
- еще больше стимулировать воображение и творческий потенциал коллектива 'Филипса' в целом;
- исследовать возможности, обеспечиваемые возникающими технологиями и значимость социально-культурного развития в определении того, как они могут использоваться;
- показать выгоды перехода от модели количества и сложности к модели, сфокусированной на качестве, простоте и удовлетворении клиента.
Исследование
Определив сферу приложения проекта и его конкретные цели, мы начали планировать само исследование. Что нам нужно было для разработки видения будущего? Обширное исследование было необходимо в двух основных направлениях: социально-культурные тенденции и развитие технологии.
Для того, чтобы получить понимание того, как люди будут жить в ближайшем будущем, в прогностических институтах таких, как Научно-исследовательский институт социальных изменений (НИИ СИ), была собрана информация. Эта информация описывала появление чувствительности - нового отношения, предубеждений и интересов в обществе.
Исследование технологии проводилось как на предприятии 'Филипс', так и в отношении глобального прогноза, сделанного для Японии и Германии.
Творческий процесс
Следующим шагом было установить многопрофильные группы, состоящие из специалистов по культурной антропологии, эргономике, социологов, инженеров, дизайнеров продукции, разработчиков взаимодействия, дизайнеров выставок, художников-оформителей, экспертов по кино- и видеофильмам. В ходе целого ряда творческих симпозиумов эти группы разработали более 300 сценариев, основанных на социально-культурном и технологическом исследовании.
Эти сценарии (короткие истории, описывающие концепцию продукта и его применение) были разработаны с использованием пяти основных параметров: люди, время, пространство, объекты и обстоятельства. Затем они были усовершенствованы и отфильтрованы с использованием четырех основных критериев. Можно ли с уверенностью говорить о том, что они обеспечат людям подлинные выгоды? Соответствуют ли они основным сферам компетентности и интересов 'Филипса'? Являются ли технически выполнимыми? Применимы ли они в социальной и культурной области, которую мы определили?
В результате, из числа изначальных 300 сценариев с огромной тщательностью было отобрано 60 хорошо очерченных описаний концепции. Однако, ввиду обширного характера проекта, была необходима дальнейшая классификация, чтобы разбить эту общность на части, с которыми легче было бы управляться. Простая структура, сосредоточенная на людях в большей степени, нежели технологические категории, использовалась для представления всех аспектов повседневной жизни - и это четыре сферы деятельности и обитания:
- личная
- внутренняя
- общественная и связанная с местом работы
- мобильная
Чтобы получить обратную связь, на этом этапе на суд ведущих футурологов Европы, Азии и Северной Америки было представлено 60 сценариев с тем, чтобы ввести экспертов в курс дела и получить комментарии. Кроме всего прочего, сценарии были рассмотрены в плане оценки их потенциального экологического воздействия.
Создание материальных концепций
На следующей стадии проекта предстояло разработать и обогатить основные концепции, сделать их более легко понятными для широкой аудитории. Чтобы этого достичь, концепции будущих продуктов и услуг предполагалось изложить в форме материальных моделей, интерфейсов и короткометражных фильмов.
Для моделирования был разработан простой и гармоничный язык проектов. Чтобы поддерживать связи, как на функциональном, так и эмоциональном уровне, были широко применены визуальные метафоры, привязывающие проекты к знакомым объектам таким, например, как часы, книги и рисованные кадры. Однако для некоторых новых продуктов не было никаких очевидных метафор, и для них были созданы новые оригинальные идентификаторы.
Подход к проекту взаимодействия строился интегральным по отношению к концепциям, он включал естественные режимы связи такие, как речь, письмо и жест, что позволило сделать применение продуктов и услуг простым и интуитивным.
Для каждого сценария были сняты короткометражные фильмы, изображавшие продукты в контексте их применения. Клипы давали возможность заглянуть в повседневную жизнь людей, -это были естественные сцены, в которых предложенные продукты или услуги использовались в реальных будущих ситуациях. Эта среда также позволила представить динамические аспекты взаимодействия.
Сообщение результатов
Чтобы достичь важной цели проекта - получения обратной связи, результаты должны быть доведены до сведения возможно более широкой аудитории. При использовании этой обратной связи мы получим более ясное отображение потребностей и желаний людей. Проект представлен с применением разнообразных средств информации, включая выставку в Эволуоне в Эйндховене, Нидерланды, ряд программ связи, подборку видео, книг и данный вэб-сайт.
Социально-культурный горизонт. 'Проблема с нашим временем, - писал французский поэт Поль Валери, - состоит в том, что будущее - не то, что было раньше'. Когда-то развитие в будущее, как нам кажется, происходило постепенно. Теперь темп изменения ускоряется по экспоненте, и будущее, кажется, мчится на нас со страшной скоростью. Само время сжимается. И не только время. Системы коммуникаций уменьшают расстояния и делают нас ближе, - само пространство как будто сжимается.
Вездесущий чип - интегральная схема, в значительной степени ответственна за эти кардинальные изменения, наступившие в нашем опыте общения с двумя изначальными измерениями. Во многих домах сегодня больше компьютерной мощности, чем имелось во всем мире пятьдесят лет назад. В считанные минуты мы можем собрать информацию почти обо всем на свете, для сбора подобной информации в прежнее время целой армии служащих потребовалось бы непрерывно работать в течение нескольких месяцев. С каждым годом все большее распространение получает телефонная связь, оснащенная видео в реальном времени, ширится применение электронной почты.
Один из психологических результатов - это то, что мы больше не считаем себя статичными в пространстве и времени: мы чувствуем, что время ускоряется, и мы не должны отставать от событий, развивающихся в мире вокруг нас. Другой - то, что по мере того, как мы становимся более мобильными физически и более 'виртуально' подключенными, пространство также как бы увеличивается, делая нас 'виртуальными кочевниками' с немногими фиксированными точками отправления.
Именно это развитие, как представляется, лежит в основе многих возникающих и еще скрытых тенденций в индустриальном обществе. Опираясь на широкое исследование культурных изменений и взяв в качестве основных параметров измерения пространства и времени, мы разработали абстрактную модель, которая применили к определенным ситуациям реальной жизни с тем, чтобы уловить потенциальные тенденции, присутствующие в обществе. Затем было проведено сравнение с материалами, представленными международным комитетом экспертов. Мы все время искали точки пересечения с работой уважаемых футурологов таких, как Тоффлер, Нейсбитт, Гаудин, Попкорн и других. В результате была построена относительно ясная, по нашему мнению, картина социально-культурных отношений и интересов в 2005 г.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БУДУЩЕГО 2005 ГОД.
Время
Сегодня существует, по крайней мере, два способа восприятия времени. Один - как непрерывно ускоряющегося темпа жизни. Люди ощущают, что очень много случается сразу, что они делают очень многое в одно и то же время, что им никогда не хватает времени, что они постоянно борются, чтобы не отстать от требований современной жизни. Другой - как раз противоположный способ восприятия времени, как по сути несуществующего. Это моменты, когда время, по видимости, останавливается: моменты отдыха, размышления или удивления. Это также моменты, когда мы осознаем наши отношения с прошлым, с наследием, когда мы рассматриваем себя, как часть продолжающейся традиции. Эти два режима восприятия порой кажутся противопоставленными и даже несовместимыми: неотложные требования настоящего и немедленно следующего за ним будущего часто не позволяют охватить большую картину. Смысл времени как безумной гонки, как лихорадочной деятельности, представляется феноменом нашего нынешнего века, тогда как понимание нашей стоящей вне времени связи с большим целым внедрено глубоко в человеческий опыт значительно более ранних периодов и культур. Люди считают необходимым примирить два этих режима, которые, взаимодействуя как две различные тенденции параллельно друг другу, порождают новые стили поведения.
Все быстрее и быстрее
Во многих высоко развитых обществах, мир работы и мир игры, образования и развлечения, промышленности и искусств, общественного и частного секторов больше не отграничены друг от друга; дома и на работе это ведет к исчезновению 'разрыва'. Едва успевая переводить дух, мы мчимся с одного делового совещания на другое, переключаемся с одного вида деятельности на другой. Сделки и контакты происходят во всем мире в непрерывном темпе - днем ли, ночью ли, спим ли мы или бодрствуем. Предприниматели образуют союзы, международные границы все больше размываются, а индустриальные, финансовые, коммерческие системы - все сильнее интегрируются в глобальном масштабе. Дома - то же самое: мы выполняем множество действий одновременно. Мы готовим и в то же самое время смотрим телевизор, проверяем, спят ли дети в спальне, и развлекаем друзей в гостиной, мы работаем, одновременно слушая музыку.
Технология дает нам возможность выполнять все эти одновременные действия (многозадачный режим). Может показаться, что уже не естественные, человеческие ритмы определяют темп, с которым события следуют друг за другом, а ускоряющийся искусственный ритм техники. Отдельные люди могут отвергать, смиряться или наживаться на этом явлении, но оно, бесспорно, формирует часть практической деятельности все возрастающего числа людей.
Качественное время
Поскольку время уже нельзя с прежней легкостью определять в терминах чередования периодов деятельности и отдыха, люди начали перестраиваться в соответствии с новыми критериями. Один из них - глубина того значения, которое оно придает их жизни.
Текущий момент становится переполненным деятельностью, есть опасность, что в этом неустанном порыве быть все время занятыми мы потеряем из виду самих себя, оторвемся от своих корней. В попытке восстановить равновесие между деятельностью и отдыхом, между периодами, когда мы мчимся в потоке, и тем кратким мигом, когда бросаем якорь, мы начинаем искать значение, смысл, исследуем собственную личную историю, историю своей семьи, пробуем замостить пропасть между прошлым и будущим. Возросший сегодня интерес к прошлому, к корням, к тому, что лично мы собой представляем, чем все вместе были и чем станем, отражает нашу потребность найти меру качества и глубины опыта, которую мы не в состоянии найти где-либо еще - ни в быстро меняющемся настоящем, ни в непредсказуемом будущем.
Пространство
Как и в случае времени, имеется два способа восприятия пространства. С одной стороны, люди определяют пространство в узких, локальных терминах; с другой стороны, они устраняют как можно больше границ.
Ощущение места
В силу чисто человеческих качеств, мы любим иметь свое собственное, четко определенное пространство. Нам нужно иметь возможность проследить его границы, сделать его удобным и узнаваемо собственным. Эта тенденция становится особенно значимой, когда 'внешний мир' угрожает стать удручающе сложным и трудно управляемым.
Такое развитие может быть отмечено на многих уровнях. С распадом прежних коммунистических государств мы видим всплеск индивидуальности многих национальных и этнических сообществ, которые были подавлены в течение десятилетий. Религиозный фундаментализм также может рассматриваться как утверждение индивидуальности группы людей, хотя он менее географически определен. На более личностном уровне мы видим появляющуюся у людей тенденцию скорее отойти под защиту собственного дома и своей социальной группы, нежели участвовать в общественной деятельности и проектах. Эту тенденцию можно определить, как 'закукливание', стремление обрести чувство комфорта на собственной территории. Индивидуализация собственного пространства, таким образом, естественным образом ведет к персонализации имущества другого как констатации личности.
Без границ
Однако, в то время, как некоторые личности утверждаются, в других контекстах, они объединяются. На политическом уровне, мы видим все возрастающее сотрудничество, что проявляется в постепенной интеграции Европы, учреждении обширных областей свободной внешней торговли в обеих Америках. На индивидуальном уровне также увеличивается сотрудничество и интеграция. Благодаря телефонной связи, электронной почте и технологиям дальней связи мы можем эффективно присутствовать в нескольких отдаленных местах одновременно. Мы можем общаться на больших расстояниях с непосредственностью и непринужденностью, которые были невероятны всего несколько поколений назад. Мы можем также собираться вместе в 'виртуальные' сообщества при сохранении физических объединений на местах. В результате всего этого, наш субъективный опыт восприятия расстояния изменился, физические границы больше не ограничивают нашу способность коммуникации с людьми, находящимися от нас на больших расстояниях.
Социально-культурные тенденции
Такое восприятие пространства и времени - два главных параметра, которые определят то, как люди будут действовать и думать в наступающие годы. Однако, это восприятие будет взаимодействовать с множеством других, более определенных тенденций, вызывающих широкое разнообразие стилей поведения. Мы идентифицировали некоторые из них и дали следующие названия: Субъективизм, Общительность, Исследование, Связность, Этика и Холизм.
Субъективизм
В нашем теперешнем веке, в большей степени, чем в любом предыдущем, люди пребывают в поисках индивидуализации. Недавние события в обществе, исчезновение определенности и дестабилизация монолитных блоков власти, источников власти создали у многих людей ощущение сомнения относительно их собственной позиции. Кроме того, быстрый темп современной жизни заставляет многих взять тайм-аут, задуматься о том, что такое "истинные" ценности жизни - в частности, их собственной жизни.
Общительность
Чтобы быть действительно самими собой, нам нужны другие. Традиционно источник самоутверждения и поддержки всегда был в семье. Однако в течение последних десятилетий мы наблюдаем неуклонный развал этой ячейки. Члены семьи носятся туда и обратно, мельком встречаясь по пути к месту приложения своей деятельности вне дома, а потом, на краткий миг встречаются, забегая домой. Все чаще члены семьи питаются и даже отпуск проводят порознь. В поисках работы все чаще случается, что они не только уезжают из дома, но переезжают в отдаленную часть страны или даже мира.
Естественно, люди пытаются оставаться в контакте друг с другом. Традиционные средства, такие как письма, записки и обычный телефон, теперь дополняются автоответчиками, мобильными телефонами и электронной почтой. Как дальнейшее развитие в ближайшем будущем, семья может претерпеть развитие в двух направлениях, причем оба ведут к укреплению отношений. Во-первых, мы можем стать свидетелями возвращения коллективной деятельности в пределах дома. Конечно, пение хором под домашнее пианино вряд ли возвратится, но использование компьютера, например, который является вообще индивидуальным средством для развития возможностей, может стать объединяющим началом, ему еще будут добавлены функции телевидения. Во-вторых, мы, вероятно, увидим появление продуктов и услуг, которые смогут объединить людей, живущих далеко друг от друга в намного более эмоционально удовлетворяющей степени, чем это отмечается сейчас.
Исследование
Чувство любопытства и жажда исследования всегда были важной характеристикой человеческого духа, но способ и степень их выражения может меняться от одного периода к другому и от одной культуры к другой, в зависимости от преобладания социальных, политических, экономических или технологических обстоятельств. Сегодня технология предлагает нам пути исследования нового мира - "киберпространства", "виртуального" мира, - а также более глубокого понимания нашего 'реального', физического мира.
Этот новый дух приключений наиболее ясно ощутим в текущем интересе к Интернету и виртуальному миру. Идея "серфинга" вокруг земного шара, с одного сайта Всемирной паутины на другой, с направлением сообщений по электронной почте людям, которых вы никогда не видели и встречами в киберпространстве, конечно, захватила воображение масс так же, как в свое время будоражили умы людей рассказы о Новом Свете - Америке - в шестнадцатом веке.
Географическое исследование не было единственным проявлением духа Возрождения - наука, богословие и различные виды искусств исследовались в равной мере. Сегодня мы также видим целый диапазон видов деятельности, которые отражают настроение приключения и исследования. Зонды и космические телескопы исследуют космос, в то время как микрохирургия и генная инженерия исследуют микросреду. На более обыденном уровне проявления той же самой тенденции мы наблюдаем в дерзких 'критических' опытах таких, как экстремальные спортивные соревнования и прием наркотиков.
Связность
Люди все больше и больше рассматривают мир как место, в котором различные части связаны воедино. Совершенствование спутниковых связей, появление цифрового радиовещания, сотового телефона, быстрый рост компьютерных сетей усиливают смысл связности. Глобальные рынки заставляют предпринимателей считаться с тем, что происходит за пределами сферы их интересов и деятельности.
Есть мнение, что вступление в контакт с кем-либо не настолько трудно, как это может показаться на первый взгляд. Даже мировые политические и деловые лидеры 'доступны' по Всемирной Паутине. Освещение в печати личной жизни знаменитых людей и более ровное построение корпоративных структур также показывает, что психологическое расстояние между людьми, работающими в различных сферах, кардинальным образом сузилось.
Такая тенденция отражена в разнообразии индивидуальных стилей поведения. Одна из наиболее очевидных из них - все возрастающее использование телекоммуникационных устройств: телефона, пейджера, телетекста, факсимильных и оперативных компьютерных связей. Многие из них обеспечивают немедленную обратную связь. Это важно в сложном обществе, в котором нам приходится управлять различными аспектами нашей жизни. Мы сможем этого добиться, если нам удастся быстро вступать в контакт со всевозможными экспертами и вовремя достигать источников информации. Это могут быть официальные источники, или просто коллеги или наши родственники, обладающие нужной информацией. Такая ситуация объясняет, почему мобильные телефоны распространяются с колоссальной скоростью, а также заставляет предположить, что новые оперативные услуги через Интернет и интерактивное телевидение продолжат развиваться в данном направлении.
Этика
В различных сферах жизни все яснее намечается поиск новых правил и ценностей, от политики и бизнеса до окружающей среды. Во многих странах мира политические и судебные власти проводят кампании против коррупции. Многие люди и компании отвечают на призывы, уважать окружающую среду, обращенные к их личной ответственности, и активно работают, чтобы беречь энергию и минимизировать отходы. Личность и семья становятся все более действенными в отношении собственных этических правил и ценностей. С развитием сфер связи и организации сети, появляется потребность в создании новых правил, которые поддерживали бы это развитие.
Холизм
Холизм, по большей части, имеет дело с поисками равновесия с окружающей средой, с тенденцией рассматривать нас, мир природы и искусственную среду как единое целое. Мы все больше осознаем, что при небрежном отношении к окружающей среде в одной стране может возникнуть угроза для здоровья и благосостояния жителей другой. И глобальная угроза, которая возникает вследствие утончения озонового слоя, и связь этого явления с вопросами столь отвлеченными, как использование аэрозолей в быту, автомобильный выхлоп и уничтожение деревьев в Амазонских тропических лесах усиливает чувство, что 'мы все здесь взаимосвязаны'. Кроме того, миграция людей из более бедных стран в более богатые непосредственно сталкивает людей с потребностями и отношениями иного стиля жизни.
Это приводит к пополнению рядов активистов 'зеленого движения' и борцов за права человека и гражданские свободы во всем мире. А некоторые люди просто изменяют свой образ жизни: они избегают покупать в универсамах сомнительные в экологическом отношении продукты, пользуются топливом без свинца и стараются излишне не расходовать воду. Хотя понимание экологических проблем может меняться в зависимости от страны и места, принимая множество различных форм, несомненно, что от него во многом зависит наша жизнь в ближайшем будущем.
Это целостное отношение уже не выражается в одном только сохранении. Напротив, оно развивается в тенденцию по устранению всех границ между нами и нашей средой в самом широком смысле. Оно охватывает ум и тело. Все более начинает преобладать понимание того, что здоровье и благосостояние зависит не только от хорошей физической формы и приема лекарств. Требуется сбалансированный образ жизни.
Появление чувствительности
Комбинируя переменные пространства и времени, а также социально-культурных тенденций, описанных выше, мы смогли разработать модель того, как люди будут вести себя в будущем. В частности, мы идентифицировали множество социально-культурных 'точек чувствительности', которые будут очень полезны в развитии проекта.
Эти точки чувствительности - потенциальные или скрытые тенденции, воздействующие на человеческое поведение, психологию и культуру. Они - результат социальной 'химической реакции'. Как они будут развиваться в дальнейшем, если вообще будут, зависит от того, как будет на них реагировать общество в целом. Они могут быть приняты, отклонены или просто игнорироваться. Если они будут приняты, они могут, в конечном счете, развиться в известные тенденции.
Облака, ливни и град
Ни содержание чувствительности, ни скорость, ни способ ее развития не предопределены. Тем не менее, мы различаем, по крайней мере, три стадии, через которые она может, в принципе, развиваться. Подобно облаку, чувствительность может рассеяться, остаться туманной или стать более тяжелой. Другими словами, если чувствительность игнорируется или обстоятельства препятствуют ее дальнейшему развитию, она либо исчезает, либо остается в эмбриональном состоянии. Если же она подхватывается и поддерживается обществом, то начинает распространяться. Наконец, учитывая правильные условия, точно так же, как капли дождя могут замерзнуть и падать на землю в виде града, так и чувствительности могут стать достаточно весомыми, чтобы проникнуть в общество и стать, в конечном итоге, нормой.
То, что общество становится все более и более непредсказуемым, делает затруднительным любой строго детерминированный подход: лучшее, что мы можем сделать - это указать на существование этого потенциального или скрытого развития. Заключительную стадию развития, которой могут достигнуть эти тенденции, можно будет разглядеть лишь значительно позже.
Следующие примеры - это три из многих факторов чувствительности, которые мы приводим, чтобы проиллюстрировать зрелость тенденции.
Проживание обособленно вместе
Чувствительность, в настоящее время находящаяся на очень ранней стадии - это тенденция некоторых людей вступать в близкие отношения, которые, будь то из-за географического местоположения или из-за нежелания ограничиваться обычными отношениями, вырастает в чередующиеся периоды раздельности и близости. Периоды близости могут быть только спорадическими, но переживаться очень интенсивно. В настоящее время трудно понять, станет ли этот тип отношений 'жизни обособленно вместе' более или менее широко распространенным или это просто останется случайным явлением, как происходит сейчас.
Виртуальные объединения
Чувствительность, которая была поглощена широкими массами развитого общества, но которая все еще не полностью отражена в поведении потребителя - это тенденция образования 'виртуальных' сообществ. Имеются в виду отношения, устанавливаемые через компьютерные сети с другими людьми (отдельными личностями или маленькими группами) с тем, с кем мы чувствуем родство, везде, по всему миру, где бы они ни жили. В прошлом, мы могли формировать объединения только с теми, кто жил по соседству. Через широко распространенное использование технологий связи, это ограничение теперь снимается.
Многомерный потребитель
Наконец, хороший пример того, как чувствительность может поддерживаться и объединяться с другими, чтобы породить известную тенденцию - недавно возникшие индустриальные общества многомерного потребителя. Несколько лет назад в обществе можно было идентифицировать четко очерченные группы, все члены которых, в соответствии с ожиданиями, показывали одно и то же поведение в самых разнообразных ситуациях. Сегодня же мы видим, что потребительское поведение часто весьма непредсказуемо. Люди гибко подходят к своему образу жизни и привычкам, с легкостью воспринимают смешанные стереотипы и трудно уложить это разнообразие в какие-то стандартные рамки.
Чтобы подтвердить общую достоверность наших результатов, мы представили их на суд международного комитета ведущих футурологов и отраслевых аналитиков. В личных беседах они прокомментировали наши гипотезы о неизбежном социально-культурном изменении, как показано в 60 первоначальных сценариях, и обрисовали картину жизни в 2005 году так, как они это себе представляют. Их наблюдения охватывают самый широкий спектр областей - они затрагивают сферы частной и социальной жизни, работы, досуга, дома, образования, средств массовой информации, транспорта, окружающей среды и потребления.
Конечно, учитывая ограничения, свойственные любому ориентированному на будущее социологическому исследованию, маловероятно, чтобы наш анализ, даже будучи расширен и усовершенствован содействием нашего комитета, был способен осветить все чувствительные факторы, в настоящее время представленные в обществе. Тем не менее, мы полагаем, что принятая модель позволит нам достаточно детально указать наиболее значительные направления изменений, чтобы получить идею о том, какой будет жизнь в последующем десятилетии, обеспечить существенный вклад на стадии разработки концепции нашего проекта.
Нам кроме того очень хотелось, чтобы в продукции и услугах, предложенных в проекте "Видение Будущего" использовались относительно 'безвредные' материалы и технология. Естественно, трудно быть уверенными относительно последствий, которые будет иметь применение технологий и материалов, которые в настоящее время находятся на стадии разработки; мы не знаем, какие благоприятные или вредные последствия могут быть обнаружены впоследствии относительно тех, которые сегодня пользуются широким применением. Также трудно сказать, что может стать социально приемлемым в смысле уступок эффективности, предлагаемой технологией в целях снижения ее воздействия на природную среду. Но принимая все эти допущения, мы попытались сделать наши предложения лучше, чем существующие альтернативы или те, которые могут вскоре реализоваться.
Проверка соответствия
Результаты нашего исследования были оценены международным комитетом футурологов и отраслевых аналитиков, в том числе:
Северная Америка
Деррик Де Керкхоув (Derrick De Kerckhove), Канада, футуролог в области технологии, Программа Маклахана, Университет Торонто
Кристина МакНалти (Christine MacNulty), США, составитель сценария 'Прикладное Будущее'
Йен Моррисон (Ian Morrison), США, прогнозист и стратегический планировщик Институт Будущего
Шизу Мунеката (Shizu Munekata), США, стратегический консультант компании 'Инхенс Инк.'.
Николас Негропонте (Nicholas Negroponte), США, лаборатория средств информации, МТИ.
Чарльз Перроттет (Charles Perrottet), США, футуролог, группа будущего
Уотс Уэкер (Watts Wacker), США, футуролог, компания 'Янколович и партнеры'
Европа
Тьерри Годен (Thierry Gaudin), Франция, инженер, Фонд 2100
Паскаль Вель (Pascal Weil), Франция, стратегический планировщик, рекламное агентство 'Паблиси'
Альберто Абруццезе (Alberto Abruzzese), Италия, социолог, Римский Университет
Себастьяно Баньяра (Sebastiano Bagnara), Италия, физиолог, Университет Сиенны
Клаудио Де Матте (Claudio De Matte), Италия, экономист, СДА (SDA) Боккони
Джузеппе Рита (Giuseppe Rita), Италия, социолог Кенсис, CNEL
Исао Осое (Isao Hosoe), Италия, дизайнер, дизайн Исао Осое
Оливьеро Сток (Oliviero Stock), Италия, математик, IRST
Пат Лонланд-Дейд (Pat Lonlande-Dade), Великобритания, прогнозист направления синергетической ценности торговых марок.
Адам Лури (Adam Lury), Великобритания, стратегический планировщик, рекламное агентство HHCL
Клайв Синклер (Clive Sinclair), Великобритания, изобретатель, исследовательский центр Синклер.
Нейл Стюарт (Neil Stewart), Великобритания, футуролог в области технологии, компания 'Стюарт и партнеры'
Япония
Тошимо Кавахара (Toshimo Kawahara), Япония, компьютерный графический дизайнер, компания 'ПолиГрам Пикчерз'.
Ясухиде Миура (Yasuhide Miura), Япония, футуролог, ODS
Соторо Мияги (Sotoro Miyagi), Япония, проектировщик, проект Мияги
Идеи и концепции проекта "Видение Будущего" представлены публике множеством различных способов.
Основное средство - это постоянная выставка, организованная в Эволуоне (Evoluon), Экспертном центре "Филипс" в Эйндховене, Нидерланды (Eindhoven, Netherlands). Кроме того, есть книга, в которой изложена предыстория, философия и детали проекта, а также вэб-сайт http://www.design.philips.com/vof/ - способ получения обратной связи и возможности обсуждения поднимаемых вопросов с людьми по всему миру.
Книга продается в книжных магазинах (ISBN 90 6611 5912), издательство V+K, Bussum, Нидерланды.