|
1954 году Джасбир Лал Джет, трехлетний индийский мальчик, живший в бедной деревушке около города Вехеди, чуть не умер от оспы. Он болел несколько дней, и однажды его дыхание остановилось и тело похолодело. Однако на следующее утро, когда были назначены его похороны, мертвец внезапно зашевелился.
Но это только начало этой удивительной истории, так как скоро стало ясно, что мальчик странным образом изменился. Он говорил с чужим акцентом и манерностью, несвойственной его возрасту, и называл себя Собхой Ремом Тьяги, сыном брамина. Собха, по его словам, скончался как раз в тот момент, когда и он сам. И теперь в тело, погубленное оспой, вселилась душа Собхи Рема, ребенка из высшей касты.
Несмотря на насмешки окружающих, мальчик пребывал в убеждении, что он говорит правду, и отказывался принимать пищу из рук членов своей семьи, ссылаясь на то, что они грязные. Большинство людей считали, что он помешался, пока однажды он случайно не узнал в проходившей незнакомой женщине тетю Собхи Рема Тьяги. Это оказалось правдой, и женщина подтвердила версию мальчика о том, что ее племянник умер от травмы головы. Что самое важное, оба ребенка действительно умерли в один и тот же день и в одно время.
Позже Джасбира привели в деревню, где, как он заявлял, он жил в прошлой жизни, и он называл всех родственников Собхи Рема Тьяги по имени. Все согласились, что ребенок слишком хорошо знал район, где находился его старый дом, и это невозможно было угадать с такой точностью.
Вся история может показаться фантастическим рассказом, но это не так. Эта индийская загадка взята из записей доктора Яна Стивенсона, профессора психологии, который последние сорок лет занимался изучением случаев, когда ребенок вспоминал свою прошлую жизнь.
Обычно в случаях, упомянутых Стивенсоном, дети начинают рассказывать родителям или еще кому-либо, кто согласен их выслушать, что помнят, будто были кем-то еще. Помимо этих рассказов, дети начинают вести себя иначе, что кажется странным их семье и соответствует тому воспитанию, которое, как они убеждают, они получили в прошлой жизни. Стивенсон говорит, что такие случаи чаще всего происходят с детьми в возрасте от двух до четырех лет, а после пяти они, как правило, ничего, не помнят. Объяснить этот факт он не берется. Так происходит независимо от воспитания или религиозной принадлежности ребенка.
Во многих случаях дети не только подробно описывают людей, места и обычаи, которых они знать не могли; некоторые демонстрируют поразительные и тревожные знаки из своей прошлой жизни, например, имеют родимые пятна на местах ран, от которых они когда-то умерли. Другие проявляют такие психические особенности, которые несвойственны их возрасту: например, страсть к алкоголю, курению или половую одержимость. Некоторые находят, что им трудно приспособиться к своему новому полу, носить соответствующую одежду и вести себя подобающим образом. И таких детей нельзя вылечить методами традиционной психиатрии.
Один из самых потрясающих примеров из нашего времени - случай с Риной Гапта из Ныо-Дели, которая в 1966 году в возрасте менее двух лет в первый раз рассказала своей бабушке, что у нее был гхарада, то есть муж, который злодейски убил ее и теперь томится в тюрьме за свое преступление. Рине не поверили, но, даже когда она стала старше, она по-прежнему утверждала, что жила раньше и была убита. Часто она приводила в бешенство свою мать, когда вовремя прогулок на рынок искала в Трлпе знакомых из прошлой жизни, надеясь, что, если она узнает кого-нибудь, ей поверят. Как-то друг матери Рины - Виджендры услышал трагическую историю о семье сикхов, где муж убил свою молодую жену, Гердил Синга. Сообразив, что история этой семьи поразительным образом напоминает ту, что рассказывала Рина, Виджендра поехала в дом этой семьи, находившийся в другом районе индийской столицы. Там обнаружилось, что действительно гхарада мертвой женщины находится в тюрьме за убийство, и Виджендра поговорила с родителями погибшей Гердил Сингх. Хотя и неохотно, Сингхи согласились встретиться с Риной, которая тут же узнала в них отца и мать.
На глазах у удивленных Сингхов девочка рассказала много историй из ее прошлого детства, включая необычное прозвище своей младшей сестры. Потом, когда девочка встретилась с остальными членами своей бывшей семьи, она узнала их всех мгновенно и даже несколько лет спустя, в 70-х годах, когда она выросла, согласилась позировать перед камерой со своим изумленным мужем-убийцей.
Хотя в восточных странах можно найти много примеров вспоминания прошлых жизней, это только часть из большинства. В 1981 году Роми Крис, маленькая девочка из Де-Мойна, Айова, начала рассказывать своим родителям, что была женатым мужчиной, Джо Вильямсом, который умер несколько лет назад, попав в аварию на мотоцикле, оставив свою жену, Шейлу, и троих детей. Маленькая Роми умоляла, чтобы ей разрешили увидеться с семьей, которая, по ее словам, жила в Чарльз-Сити, в 140 милях от Де-Мойна. Страстные католики, не верящие в реинкарнацию, родители ребенка предположили, что в их чадо вселился дьявол, а не вернувшийся на землю дух другого человека. После того как процедура изгнания бесов не дала результатов, Крисы обратились к детскому психиатру доктору Хемендру Баннерджи.
Баннерджи быстро понял, в чем тут дело, хотя тоже был настроен скептически. Была предпринята поездка в Чарльз-Сити, где Роми узнавала многие постройки и места, даже нашла свой бывший дом. Версия о смерти Джо Вильямса в аварии была подтверждена его вдовой Шейлой, так же как и некоторые другие детали, которые никак не мог знать ребенок, живущий к тому же за 140 миль.
Родителям Роми Крис не оставалось ничего делать, кроме как признать, что действительно они имеют дело с перерождением. Как и доктор Стивенсон, доктор Баннерджи пересмотрел свои взгляды и допускал с тех пор возможность вспоминания событий прошлой жизни.