Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Очевидное-невероятное или операция "Сокрытие" Наиболее полный и обстоятельный рассказ об истории изучения НЛО и уст профессионала

Парапсихология:От тоски по ушедшему

Парапсихология:Нежить Про болезненных, худых, много едящих, но не поправляющихся людей обычно говорят: **Не в коня корм!** А в кого? Кто поедает пищу?

Философия:Гаутама Сиддхартха (Будда) Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского - просветленный) дано его последователями

Непознанное:Робот-репортер едет на войну Американские ученые cконструировали робота, который поможет средствам массовой информации объективней сообщать подробности из зоны боевых действий.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Древний Восток / Индия / Философия ньяйи / 


Философия ньяйи

Второй вид ошибки называется вируддха - противоречивый средний термин. Возьмем следующее умозаключение: 'Воздух тяжел, потому что он пустой'. В этом выводе средний термин 'пустой' противоречив, потому что он опровергает тяжесть воздуха.

Таким образом, вируддха - противоречивый посредник вывода - является термином, опровергающим как раз то суждение, которое он предназначен доказывать. Это случается тогда, когда мнимый средний термин вместо доказательства наличия меньшего термина в большем доказывает его несуществование. Пример, приводимый наяйиками, показывает, что в случае доказательства вечности звука на том основании, что он обусловлен причиной, возникает ошибка вируддха - противоречивого среднего термина. Средний термин этого вывода - 'обусловленный' - доказывает не вечность звука, а, наоборот, его невечность, ибо все обусловленное является невечным. Различие между ошибками савьябхичара и вируддха состоит в том, что если первая не позволяет доказать заключение, то вторая вообще опровергает или доказывает противоречащее искомому положение.

Третий вид ошибки называется сатпратипакша - опровергаемый умозаключением средний термин. Эта ошибка возникает в том случае, когда мнимый средний термин некоторого вывода действительно опровергается некоторым другим средним термином, который доказывает несуществование большего термина первого вывода. Так, например, вывод: 'Звук вечен потому, что он слышен', действительно опровергается другим выводом: 'Звук не вечен потому, что он произведен, как и горшок' В данном случае несущеествование вечности (большего термина первого вывода) доказывается вторым выводом с его средним термином 'произведен', противоречащим первому выводу с его средним термином 'слышен'. Различие между вируддха и сат-пратипакша состоит в том, что если в первом средний термин сам доказывает прогиворечивость своего заключения, то во втором противоречивость заключения на основании одного среднего термина доказывается другим средним термином.

Четвертый вид ошибки называется асиддха, или садхьясама,- недоказанный посредник вывода. Средний термин садхьясама является таким термином, который еще не доказан, но который требуется доказать, как и садхью (больший термин). Это означает, что средний термин, садхьясама, еще не доказан, не установлен и является поэтому асиддха - недоказанным предположением. Ошибка асиддха происходит в том случае, когда средний термин в любой из посылок допускается неправильно и, таким образом, не может быть использован для доказательства истинности заключения. Так, когда доказывается, что 'небесный лотос ароматен потому, что он обладает теми же признаками, что и естественный лотос', то здесь средний термин не имеет lorus standi, поскольку небесный лотос не существует и потому является асиддха, то есть просто допущенным, а не доказанным фактом.

Пятый вид ошибок называется бадхита - средний термин, противоречивость которого доказывается с помощью источника познания, не являющегося умозаключением. Это - мнимый средний термин вывода, несуществование которого в большем термине устанавливается при помощи некоторого другого источника познания. Это иллюстрируется следующим аргументом:

'Огонь холоден потому, что он субстанция'. Здесь понятие 'холод' является большим юрмином вывода, а 'субстанция' - средним термином. Но несуществование 'холода' и еще больше - существование 'горячего' мы воспринимаем при соприкосновении с огнем. Следовательно, мы должны отвергнуть средний термин 'субстанция' как противоречивый средний термин. Мы \же объясняли, что ошибка сатпратипакши сличается от рассматриваемой ошибки бадхиты тем, что в первой вывод опровергается некоторым другим выводом, тогда как во второй вывод опровергается восприятием или каким-нибудь другим источником познания, не являющимся умозаключением. Другим примером бадхита может быть следующий довод: 'Сахар кислый потому, что он превращается в кислоту'.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 

Рейтинг : 21510     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь