Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Блуждание ума

Парапсихология:Понятие кармы

Теософия и эзотерика:Теоретический вызов из области современных исследований сознания Парадигма - это всегда больше, чем просто полезная теоретическая модель в науке, косвенным влиянием ее философии на личности и общество в действительности очерчивается мир

Боевые искусства:Силян чжан Этот стиль еще называют иньян чжан (ладонь инь и ян). Происхождение его относят еще к периоду Троецарствия.

Теософия и эзотерика:ОБЫКНОВЕННЫЙ КЛИНТОН С НЕОБЫКНОВЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ Для начала давайте зададимся вопросом, что может толкнуть человека на то, чтобы стать палачом и убийцей, расстреливающим не только взрослых, но и грудных детей? Месть? Ярость?

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философы / Бруно Джордано / 


Бруно Джордано

Джордано Бруно
Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма")

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной и мирах", 1584, см. "Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир).

Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть "монада монад", или бог; как целое она проявляется во всём единичном - "всё во всём". Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и "совпадения противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси ("О неизмеримом и неисчислимом", 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.

Как поэт Б. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма "Ноев ковчег", философские сонеты, комедия "Подсвечник" (1582, русский перевод 1940), в которой Б. порывает с канонами "учёной комедии" и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.



Рейтинг : 6919     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь