Боевые искусства / Боевые искусства славян / Рукопашный бой / Интегральное боевое искусство / Оружие и не-оружие /
Его мастерство заключено в нём самом и не зависит от каких-то конкретных предметов. Такой человек может использовать тарелку вместо метательного ножа, а меч - вместо лестницы: он использует предметы в соответствии с их свойствами, подходящими ему в этот момент, а не "согласно с их предназначением". Он может владеть алебардой, кистенём или кинжалом, но если обстоятельства вынуждают его вступить в бой, не имея под рукой привычного орудия, он может вооружиться лопатой, поясом или осколком стекла, сорванной с дерева веткой или снятым с ноги башмаком - и такое "оружие" будет в его руках не менее эффективным. Более того, такой человек обычно не только мастер боя, он мастер жизни. Любая вещь в его руках послушно раскрывает свои свойства, нужные ему в данный момент: он работает - и вещь становится инструментом, он сражается - и вещь превращается в оружие, он отдыхает - и вещь служит предметом обстановки. Это особенно хорошо заметно у играющих детей - ребёнок ведь не скован глупыми правилами взрослых. Посмотрите на ребёнка, играющего с палкой: вот он скачет верхом, а палка - это его верный конь, вот она превращается в меч-кладенец, в дерево, под которым он прячется от дождя, в мачту корабля, в ружьё, в подзорную трубу... Это выглядит смешно, но в этом и есть путь Дао - находиться в гармонии с вещами и тем самым использовать их оптимальным образом в каждый момент, извлекать из них наибольшую пользу. Человек, постигший Дао вещей, будет гармонично приспосабливаться к каждой вещи, как вода приспосабливается к форме сосуда, и вещи будут для него тем, что ему нужно в данный момент. Вещи для него не имеют предназначения - только их свойства, в соответствии с которыми он будет использовать эти предметы в той или иной ситуации. Это ли не лучший путь - быть в гармонии с вещами ?
Оружия не существует. "Оружие" - всего лишь ярлык, который мы навешиваем на предмет, когда хотим использовать его для боя, проекция наших собственных агрессивных намерений на предмет. Назвав какую-то вещь "оружием", мы сами загоняем себя в тупик - во-первых, решив, что эта вещь "предназначена для боя", мы одновременно ограничиваем себя, лишив себя возможности использовать эту вещь свободно, по своему усмотрению, так как устанавливаем ей предназначение, и, во-вторых, мы подвергаем себя агрессивному воздействию стереотипа "оружие": являясь владельцем предмета, "предназначенного для боя", мы автоматически начинаем готовиться к бою - на ментальном, а порой и на физическом уровне.
А что, если нам отказаться от оружия? Нет, это не призыв сражаться голыми руками. "Вы не обезьяна - используйте орудия!" Одно из главных отличий человека от прочих живых существ в том, что он может в различных ситуациях обеспечить себе преимущество за счёт сознательного использования тех или иных предметов. Если у Вас есть преимущество, было бы глупо добровольно лишиться его, а уж тем более в бою, когда ставкой зачастую служит жизнь, наоборот, преимущество следует усилить. Отказ от оружия не подразумевает отказ от самого предмета, называемого "оружием". Отбросить следует лишь то отношение к предмету, которое заставляет нас называть его "оружием". Не думать о предмете, как об орудии убийства, как о волшебной палочке, которая сделает нас сильнее и поможет одержать верх над противником, как о вещи, предназначенной для боя. Предметы, с которыми мы тренируемся, могут стать для нас инструментом самосовершенствования, самовыражения, поиска гармонии. Упражнения с предметом позволяют лучше узнать этот предмет, познакомится с его свойствами (зачастую довольно неожиданными), его характером, помогают войти в гармонию с предметом так, что он станет как бы Вашей частью, одним целым с Вами. Это одна из причин, по которым в большинстве китайских школ и в некоторых японских (например, в ниндзюцу) кроме отработки традиционных форм поощряется также вольная работа с предметами - ученик находит свою гармонию с предметом и открывает для себя всё больше и больше свойств того же предмета, порой новых даже для учителя (так, на одном из семинаров по ниндзюцу учениками было предложено использовать вспышку фотоаппарата для того, чтобы ослепить противника - для учителя, проводившего семинар, это явилось неожиданностью, так как он привык рассматривать фотоаппарат как своего рода кистень, и использовать его соответственно). Вольная работа с предметами позволяет выйти за рамки традиционного мышления. В большинстве же японских школ главный акцент делается на наработку традиционных форм, вольные упражнения не приветствуются, а то и просто запрещены - и в результате у ученика формируется стереотип: "это единственный правильный способ применения этого предмета, не стоит даже пытаться использовать его по-другому". Тренировки с предметами являются также средством ментального развития, так как, требуя от ученика предельного сосредоточения, они превращаются в своего рода медитацию в движении с предметом в качестве объекта медитации. Если же в реальной ситуации мы вынуждены принять бой, предмет, которым мы воспользуемся - будь то зонтик или нож, дубинка или сумка - станет эффективным инструментом, облегчающим нам решение текущей задачи, послужит средством восстановления равновесия и гармонии.
Отказ от оружия может стать для нас новой ступенью в изучении боевых искусств. Грубые орудия убийства исчезнут для нас и останутся только предметы с их многочисленными свойствами. Исчезнет "оружие, предназначенное для боя" и останутся лишь вещи, способные сообразно своим свойствам играть сотни ролей в сотнях ситуаций - ограничением служит лишь ограниченность нашей фантазии, чем богаче фантазия, тем больше способов применения каждой вещи мы сможем увидеть. Упадут ограничивающие и закрепощающие нас стены стереотипов и перед нами откроются новые возможности. Звучит как парадокс, но отказ от оружия ведет к прогрессу в тренировках с предметами. Отказавшись от стереотипа "оружие" мы сможем увидеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их принято видеть и откроем для себя множество новых, лучших, более полных путей их использования. И тогда отказ от оружия станет для нас ещё одним шагом на пути к совершенству. 1 2 3
Рейтинг : 237 Комментарии к статье Обсудить в форуме |