Философия: Карл Поппер
Поппер (Popper) Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог. Был близок к Венскому кружку. С 1945 живёт в Великобритании, профессор логики и научного метода Лондонского университета (1949-1969), декан факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политической науки (1945-69).
Цель наших собраний, которые мы открываем настоящей беседой, направлена к тому, чтобы дать серьезно интересующимся индусской эзотерической философией хотя бы некоторые понятия о ее главных чертах.
Мы постараемся, в течение этих бесед, передать возможно короче, как понимает индусская философия природу человека и его место в мироздании, как она понимает вселенную и цели и законы ее проявления.
Начнем прежде всего с анализа нашей собственной природы. Мы увидим вскоре, что во всей вселенной, вне нас самих, мы знаем только одно движение. "Вещь в себе", как сказал бы Кант, мы не можем постигнуть с помощью наших органов чувств. Когда мы начинаем исследовать окружающие нас объекты, мы увидим, что они не имеют, как таковые, абсолютной реальности. Все, что мы видим, имеет не более как относительное значение, меняющееся сообразно условиям нашего восприятия. Сущность же вещей остается для нас неизвестной.
Чтобы познать эту сущность, человек должен познать самого себя. Это предвидели великие учителя всех стран и народов. Вы конечно знаете древнее изречение Сократа: "Познай самого себя". Этим изречением предлагается начинать истинное познание с глубокого изучения нашей собственной природы. В этом же смысле ваш великий учитель Христос завещал своим ученикам искать царства Божия внутри себя.
Только углубляясь в самих себя, мы можем найти истину. Мы увидим, что в человеке заключается не только соотношение и сходство со всем, что есть во вселенной, но что в нем же находится и космическая сила во всей своей целостности, ибо она не разделима: Первопричина проявляется всегда как Всеединство. Вот почему даже в песчинке вы найдете всю целость космической энергии, хотя в форме темной и глубоко скрытой.
Но так как песчинка находится вне нашего существа, то мы не можем понять природу, изучая песчинку.
Мы можем изучить основательно только одно: себя самих. Познав же себя, мы познаем и природу Космической Силы.
Вот почему я начну с анализа человеческой природы. Я постараюсь ввести вас, шаг за шагом, в самую глубину святилища, которое заключается в сердце каждого из нас. Потом, когда мы поймем природу человека и его способ существования в различных сферах вселенной, мы постараемся схватить самый принцип вселенной, анализируя объекты нашего восприятия, затем, мы постараемся понять, каким образом все является существующим, или, говоря языком теологическим, как создан мир. При этом, оставив аллегорические приемы, обычные для теологов, мы постараемся идти, насколько возможно, научным путем.
Затем, мы начнем изучать потенциальные способности человеческого духа. Мы постараемся узнать, каким образом человек может еще на земле проверить существование трансцендентных реальностей, и как, даже в этом мире, он может достигнуть божественного совершенства.
Таковы вопросы, которые мы будем изучать один за другим, начиная с анализа человеческой природы.
Ограниченному уму при поверхностном взгляде кажется, что религии отличаются одна от другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие...
Соединяя два мира (небо наверху и сферу тьмы внизу), позвоночный столб представляет собой цепь из тридцати трех частей, защищающих собой спинной мозг...
Изложению этих трех принципов также предшествует указание на их первостепенную важность;
перечислив их, мадам Блаватская вновь подчеркивает, что они служат основанием теософской традиции...
Сегодня мы постараемся узнать каким образом Первопричина, единая и неизменная, производит все разнообразие проявленной вселенной, другими словами мы постараемся понять процесс космической эволюции...
Под 'Семью Вечностями' подразумеваются эоны или периоды. Слово Вечность, как оно понимается в христианском Богословии, не имеет смысла для восточного уха, исключая в применении его к Единому Существованию...