Осенью 1919 года Николай. Константинович с семьей переехал в Лондон, где тогда осуществлялись его постановки 'Снегурочки', 'Золотого петушка' и 'Князя Игоря'. По заданию отца Святослав писал декорации и исполнял эскизы костюмов для этих опер. Здесь, в Лондоне, он прошел курс архитектуры. В 1920 году Рерихи переехали из Англии в США, где Юрий поступил в Гарвардский университет, а Святослав - в Колумбийский, на архитектурное отделение, для чего пришлось сдать за два года общий университетский курс. Поскольку ему еще не было шестнадцати лет, сенат Колумбийского университета принял его в порядке исключения. После напряженного обучения в течение года он мог поступить в архитектурную школу при Гарвардском университете.
|
Одновременно С. Н. ездил на курсы Массачусетского института технологии для лепки с натуры. Однако в 17 - 18 лет ему стало ясно, что его главный интерес будет сосредоточен на живописи.
'Я был окружен искусством с самого раннего детства. Оно было для меня чудесным миром вдохновения. Духовные ценности стали для меня великими путевыми вехами, источником вдохновения и устремления', - вспоминал Святослав Николаевич.
Святослав становится директором Международного культурного центра 'Corona Mundi' ('Венец Мира') в Нью-Йорке, основанного Н. К. Рерихом. Здесь Святослав Николаевич организует прогрессивных художников, читает лекции, занимается общественной деятельностью, связанной с подготовкой к принятию Пакта Рериха и Знамени Мира (охрана культурных ценностей во время войн). В это время он входит в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы: Святослав Николаевич - пожизненный член Археологического института США, основатель общества по изучению философии и религии.
В это же время С. Н. пишет целый ряд портретов. Один из лучших - портрет Е. И. Рерих. Необыкновенны ее лучистые глаза, в них светится доброта, мудрость, кристальная чистота. Фон в портрете глубоко продуман и его содержание перекликается с внутренней сущностью модели. В портрете ясно читается возвышенная духовность этой женщины, верной 'спутницы, другини и вдохновительницы' своего мужа.
В мае 1922 года С. Н. уехал с родителями в Париж, где их уже ожидал Ю. Н., а в ноябре 1923 года вся семья отправилась в Индию.
В сентябре 1924 года С. Н. с отцом вернулся в США и привез много своих работ. Н. К. вскоре уехал из США, а С.Н. остался там и вел активную работу в качестве директора Международного центра искусств и вице - президента Музея им. Н. К. Рериха. Одновременно он много писал. Его талант живописца расцвел как-то сразу. Сам С. Н. говорит, что по времени это совпало с путешествием в Индию, когда ему исполнился 21 год.