Теософия и эзотерика:Двойственный аспект мудрости
Похоже, что сейчас образованность оценивается под воздействием какого-то гипнотического внушения, а не по действительным заслугам
Боевые искусства:Будзинкан-додзё и Хацуми Масааки
В настоящее время во многих странах Европы и Америки огромную популярность завоевала "школа нин-дзюцу" Тогакурэ-рю, преподаваемая в рамках программы организации Будзинкан - "Дом божества войны", созданной японцем Хацуми Масааки (Ёсиаки) на основе 9 традиционных школ бу-дзюцу. Многочисленные приверженцы Будзинкана широко пропагандируют Тогакурэ-рю как единственную сохранившуюся до наших дней аутентичную школу нин-дзюцу, а Будзинкан - как воплощение подлинных боевых традиций "воинов-невидимок".
Непознанное:Прыжок без парашюта
За день до Рождества, то есть 23 декабря 1971 года, люди, встречавшие в аэропорту Пукальпы лайнер из Лимы, так и не дождались его.
Овладеть каратэ-до - не значит отрабатывать различные ката, - важно понять смысл, проникнуться его духом... Поэтому сейчас остановлюсь на шести основных правилах. Их должен строго соблюдать каждый, кто всерьез намерен познать природу искусства каратэ.
1. К тренировкам приступайте в состоянии полной собранности и серьезном настрое мысли. Я говорю сейчас не о прилежании и усердии. Сейчас речь о том, что вы постоянно должны помнить о противнике. Каждую секунду. В любом положении: сидя, стоя, делая шаг - другой, поднимая руку. Если вы наносите удар, у вас не должно быть и капли сомнений в том, что этот удар решает исход схватки. Если вы допустили ошибку, значит вы, скорее всего, проиграли. К этому надо быть готовым. Проигрывать надо уметь.
Можно тренироваться годами. Но если вы просто правильно двигаете руками и ногами, прыгаете, как марионетка, то ваши уроки каратэ мало чем отличаются от занятий танцами. И вы никогда не достигните главного, не сумеете уяснить квинтэссенцию Каратэ-до. Собранность и серьезность важны не только для последователей Каратэ-до. Это в такой же степени важно для каждого человека в повседневной его жизни. В конце концов, жизнь - это борьба за выживание. Самодовольство - вещь опасная: если в этой борьбе вы потерпели серьезное поражение, не уповайте на то, что у вас будет еще шанс. Может и будет, а может - нет!
2. Тренируйте сердце и душу, не забивая голову беспокойными, ненужными мыслями. Часто человек, которому не достает собранности и серьезности, углубляется в теоретизирование.
Вот пример, кстати, довольно распространенный. Парень два месяца бился над каким-то ката и, наконец, жалуется: "Как бы упорно я не тренировался, ничего у меня не выходит. Не могу я выполнить это ката как следует Что делать?" Два месяца! Как можно отработать ката за два месяца?!
Скажем, "киба-дачи" - поза наездника, на первый взгляд совсем простая. На деле же еще никому не удавалось выполнить ее верно, не тренируясь ежедневно в течении года, а то и больше. И жаловаться через два месяца просто глупо.
На занятиях вообще - поменьше слов, побольше дела. У других уже получается то или иное ката, а у вас - нет. Почему? Задайте этот вопрос себе. И продолжайте тренироваться, пока не упадете в изнеможении. В прямом смысле слова. Безо всяких преувеличений. Изнеможение еще не показатель успеха. Продолжайте работать в том же жестком режиме. Знайте: слова можно быстро забыть. И не всякое слово стоит помнить. Но то, чему научится ваше тело, не забудется никогда и останется с вами на всю жизнь.
3. Каратэ-до - сложный комплекс ката, навыков и приемов. За короткое время ими овладеть невозможно. И еще. До тех пор, пока вы не поймете смысл каждого ката, каждого приема, вы не выучите их. Тренируйтесь хоть всю жизнь. В каратэ все взаимосвязано, и если вам не удается воспринять все в целом, лучше займитесь чем-то другим. Каратэ-до не для вас.
Но стоит глубоко и полностью овладеть хотя бы одним приемом, вы тут же ощутите его связь с остальными. Другими словами, вы осознаете, что все - а их больше двадцати - ката, в сущности, производные от нескольких. И если вы мастерски овладели одним из них, то очень скоро в совершенстве освоите и другие. Даже не прилагая особых усилий. Достаточно внимательно наблюдать, как их выполняют ваши соперники или наставники. И под руководством толкового тренера повторять движения и позиции.
Сейчас я расскажу одну старую историю. Может тогда станет яснее, что я имею ввиду.
Жил когда-то знаменитый актер, чтец старинных баллад и легенд. В юности у него был очень строгий педагог. День за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, да что там, год за годом(!) учитель заставлял парня читать один и тот же отрывок из "Тайкоки" ("История Тойотоми Гидеоши"), не позволяя продвинуться ни на строчку дальше.
В конце концов парня охватило отчаяние. А речь идет (если я ничего не путаю) о великом мастере Кошидзи. Он уверял сам себя в том, что выбрал не ту профессию. И однажды ночью удрал из дома своего наставника, отправился в столицу сегунов Идо в поисках другого способа заработать на жизнь, желая "сжечь за собой мосты".
В пути он решил заночевать в одной из гостиниц префектуры Сизуока. В ней же, как раз в тот вечер - вот он, перст судьбы - проходил курс чтецов. Кошидзи подумал, что терять ему нечего, а время убить надо, принял участие в конкурсе и прочел, конечно же, тот самый отрывок из "Тайкоки". Когда он закончил, организатор вечера чтецов, не сдерживая восхищения, воскликнул: "Это потрясающе! Скажите, кто вы? Сомнений нет: вы - величайший мастер. Но ваше имя?"
Молодой Кошидзи был совершенно сбит с толку неожиданным восторгом слушателей. Он смутился и признался, что никакой он не мастер, а лишь новичек, да и то неудачник. Тут его собеседник совсем опешил: "В это невозможно поверить! Вы выступили, как большой актер. Не каждая знаменитость сумеет прочесть так, как вы. У кого вы учились?"
И тут Кошидзи прорвало, он рассказал все: как мучил его учитель, как он не выдержал и убежал из дома.
"Какую глупость вы совершили!" - Ужаснулся организатор. - "Как раз его требовательность и сделала вас мастером. Вы проучились у него всего несколько лет, и этого хватило, чтобы превратить вас в большого артиста. Хотите добрый совет? Возвращайтесь назад, просите прощения у своего учителя, умоляйте его не отказываться от вас и продолжить занятия."
К счастью, Кошидзи не был упрямцем. Он сделал так, как ему советовали и стал великим актером своего времени.
Я рассказал эту историю не для того, чтобы вдохновить начинающих актеров. И даже не для того, чтобы лишний раз поучать молодых каратистов. Это просто жизненный урок, не придуманный: все события этой истории происходили на самом деле. Может, кому-то она пригодится, а может, и нет.
4. Избегайте самомнения и чванства. Человека, который расхваливает себя, упиваясь звуком собственного голоса, который идет по улице с таким видом, будто вся улица принадлежит ему, никогда не будут по-настоящему уважать. Кто бы он ни был, и чего бы он не умел. Будь то каратэ или любой другой вид боевого искусства.
Еще большая дикость, когда своими умениями хвалиться тот, кто на самом деле ничего не может. В каратэ такое случается с новичками: они не в силах устоять перед искушение похвастаться. И тем самым позорят и себя, и выбранное ими искусство боя.
5. Старайтесь трезво оценивать себя и перенимать все, достойное того,в работе других. Если вы каратист, вы, наверняка, часто смотрите чужие поединки, наблюдаете за тренировками своих соперников. Раз так, вы замечаете и отмечаете их сильные и слабые стороны. Слабые вам ни к чему. А сильные старайтесь перенять и органично включить в свой рисунок боя. И еще. Если вам показалось, что кто-то сегодня работает хуже, чем обычно, или слабее, чем может, спросите себя сами: всегда ли я выкладываюсь полностью? В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. Мудрый человек ищет в другом хорошее. Находит и подражает. А плохое? Его и искать незачем.
6. Соблюдать правила хорошего тона всегда, при любых обстоятельствах, на людях и дома - этому закону следуйте строго! В боевых искусствах, в каратэ - особенно, новички, которые никогда не позволяют себе выйти за рамки приличий, достигают куда больших успехов. И часто в своем мастерстве они со временем превосходят своих наставников. Я много раз слышал, как обращаются педагоги к тем, кто пришел учиться у них искусству каратэ: ученик, последователь, воспитанник, юноша и так далее. Мне кажется, этих слов лучше избегать: не далек тот час, когда "юноша" может стать сильнее и искуснее своего учителя. Да и сам педагог, произнося их, рискует показаться чванливым, а то и впасть в самодовольство, забыть о том, что в один прекрасный день молодой человек, о котором он говорит с некоторой снисходительностью, не только может сойтись с ним в поединке, но и победить своего наставника. Причем поединком я называю не обязательно схватку каратистов. Это может быть любое жизненное столкновение.
Знаменитая сказка о том, как черепаха догоняла и догнала зайца, на мой взгляд, полезна не только детям. Я часто говорю молодым коллегам: "Достичь совершенства в каратэ-до невозможно до тех пор, пока на тебя не снизойдет (именно этот глагол!) понимание, что в первую очередь - Каратэ-до - вера, мировоззрение, образ жизни".
Ступая на этот путь, человек молится о том, чтобы добиться успехов. Позже он осознает, что ему необходима помощь со стороны. Здесь успеха в одиночку не добьешься. И так, при помощи других, принимая и перенимая от них все лучшее, человек достигает внутреннего состояния, которое превращает искусство в веру.
Совершенствуются и тело, и душа его - так приходит понимание истинного значения и смысла Каратэ-до.
Хотелось бы мне ошибиться, но боюсь, я прав - слишком уж часто я слышу, как в разговоре молодых каратистов мелькают такие выражения: дзитсурёку-гата - человек большой силы, дзиссен-гата - непобедимый воин. Эти выражения звучат по-детски наивно и демонстрируют полное непонимание сути Каратэ-до.
Главные ориентиры Каратэ-до - совершенствование мысли и тела. Поэтому пользоваться словами, превозносящими лишь физическую мощь, говоря о Каратэ-до, нельзя. Один буддийский святой - Нисирен - очень точно сказал: тот, кто изучает Сутры, должен читать их глазами, что на лице его, и глазами, что в душе его. Лучше невозможно сказать: постигать каратэ нужно и душой и телом.
Создавая свой стиль Xидеюки Ашихара отказался от старых непонятных доем техники, оставив лишь действительно реальную. Все дисциплиныстиля (Ката, Кихон, Кумитэ) неразрывно связаны между собой. Мастер вторгся в святая святых каратэ - ката, создав ката по обучению ипрактике ведения действительно реального боя....
Кекусинкай - контактный стиль каратэ, созданный в 50-е годы нашего столетия Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу "каратэ без контакта". ...
Рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.
...
Косики каратэ появилось, с одной стороны, как самостоятельное направление в мире боевых искусств не так давно, но, с другой стороны, можно смело утверждать, что Косики каратэ имеет многовековую историю и является основой современного каратэдо. ...
У истоков развития Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране бессменно стоит Михаил Владимирович Крысин, имеющий 6-й дан по Шоринзи-рю и 6-й дан по Косики каратэ, который является Вице-президентом Всемирной Федерации, международным судьей высшей квалификации "А", членом тренерского и судейского комитета Всемирной Федерации, ему присвоено высокое, почетное звание "Шихан" (Глава стиля)....
Существует много школ каратэ, которые ведут свою историю с острова Окинава. Однако первоначально существовали всего лишь три стиля, каждый из которых носил название города, в котором он развивался....
Гибкий как ива, твердый как гора Тай (гора, часто упоминающаяся в китайской поэзии). Лишь тогда, когда две крайности твердого и мягкого полностью соединяются в единое тело, развивается непоколебимая форма гармонии небес и земли....
Для тех из нас, кто изучает боевые искусства, если тренировка начинается с уважения, то наши отношения и поведение также будут правильными. Если наши отношения корректные, и мы тренируемся с покорностью, то и истинная техника приходит легко, а уважение и искренность будут естественно выражаться при поклоне.
...
Основатель каратэдо Сито-рю, Кенва Мабуни родился 14 ноября 1889 года в городе Сюри архипелага Окинава. Он был представителем 17-го поколения одного из самых знаменитых кланов,основателем которого являлся Кенио Осиро, величайший воин Королевства Рюкю....
В СССР каратэдо Сито-рю зародилось благодаря Тэцуо Сато - прямому ученику Мандзо Ивата. Тэцуо Сато жил в СССР с 1968 по 1984 годы. Учась в университете дружбы народов им. П.Лумумбы, Сато-сэнсэй преподавал каратэдо Сито-кай. Мастерство Сато-сэнсэя, его дар учителя способствовали неуклонному росту числа его учеников с каждым годом. ...
Анализ истории развития, методики подготовки и техники свидетельствует о том, что каратэ в настоящее время безусловно имеет право выступать как самостоятельный и оригинальный вид боевых искусств.
...
Во времена Хрущёвской оттепели в середине 60-х, когда международные контакты были достаточно широкими, с красивым фильмом Акиро Курасавы 'Гений дзюдо' 'каратэ-до' попало в нашу страну....
Контактные единоборства и дети: хорошо это или плохо? В нынешнее непредсказуемое время родители нередко предпочитают отдать своего ребенка в школу каратэ, нежели на музыку или бальные танцы, как это бывало прежде. ...
Стили Белого журавля и Архата, оказали колоссальное влияние на развитие окинавского каратэ. Это очевидно уже потому, что практически все крупнейшие мастера острова прибегали к данному тексту за советом и знанием....
Техника и расчет уступает место напору и силе. Двадцатираундовый бой требовал умения перемещаться, экономить силы и держать удар. Трехраундовый можно выиграть нахрапом и молодостью. При этом техника неизбежно деградирует.
...