Непознанное:Проклятие ведьмы из Блэр
В 1994 году три студента одного из американских колледжей отправились в экспедицию по лесам возле городка Буркиттсвилль, штат Мэриленд, чтобы снять документальный фильм по местной легенде о Ведьме из Блэр. Больше их никто и никогда не видел:
Непознанное:Новый год в мире
В каждой стране существуют свои особенности встречи Нового года. Иногда они уходят своими корнями в далекое прошлое и неотъемлемо связаны с религиознами, культурными традициями, а порой это просто хорошо закрепившиеся в народе способы развечься во время праздника. В любом случае они характеризуют народ и не могут не быть интересны
Парапсихология:Рефлексотерапия
А теперь, когда позади годы практики, я хочу и вам поведать о том, какая волшебная сила в ваших руках заключается. Сейчас вы узнаете, что там внутри ладони
Боевые искусства:Воспитание самураев
Развивать в детях самураев военный дух и почитание воинской доблести (сёбу) были призваны ежегодные праздники мальчиков - "танго-но сэкку", отмечаемые в пятый день пятого месяца по лунному календарю и получившие затем большое распространение в период Эдо.
Боевые искусства:Неожиданная тактика
Мы сидели в баре в Йоханнесбурге весной 1954 года. Человеку, сидевшему напротив меня, около сорока лет. Он маленький, гибкий, и - опять скажу - грязный. От лба и до пальцев он был грязным как шахтер. Удивительно, но это было так. Его имя - Джон Майнер. Довольно состоятельный землевладелец, он не имел права быть грязным, но каждый раз, когда я его видел, он был именно таким.
Самая распространенная система Иай в Японии - это развиваемое Всеяпонской Федерацией Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei) Сэйтэй Гата Иай (стандартные формы Иай) или Сэйтэй Иайдо. Фактически эта система представляет собой новообразование на основе старых систем.
Как в самой ZNKR, так и вне этой организации существует много критиков десяти форм, составляющих Сэйтэй Иай. Детали этих форм меняются чуть ли не каждый год, в соответствии с решениями комитета, состоящего из самых влиятельных мастеров Иай в Японии. Иногда это действительно изменения к лучшему, совершенствующие логическую композицию Сэйтэй Гата. Иногда, по мнению критиков, изменения не более чем политическая игра какого-либо мастера, пытающегося продвинуть свою технику или интересы.
Многие считают, что Сэйтэй Иай - нереальная система, поскольку она не основана на опыте реальных боевых ситуаций. В этом есть доля правды, ведь она создавалась в XX веке, когда великие сражения и поединки, исход в которых решался мастерством меча остались лишь в преданиях. Но, без всякого сомнения, по этой причине нельзя сделать вывод, что Сэйтэй Иай бесполезна. Напротив, существует много веских причин, позволяющих рекомендовать начинающим приступать к изучению искусства меча именно с Сэйтэй Гата, перед тем как вступить на путь глубокого изучения одной из старых школ Иай.
Достоинства и недостатки Сэйтэй Иай возможно лучше понять рассмотрев историю этой системы.
Руководство под названием "Zen Nihon Kendo Renmei Iai", составленное Камимото Эйичи, достаточно ясно и четко описывает вероятное происхождение Иай. "Без сомнения", пишет Камимото, "Иай появилось в следствие реальной практической потребности. В периоды Нара и Хэйан самураи сражались верхом и использовали копья и нагината. Если ломалось их основное оружие, то необходимо было быстро извлечь меч, чтобы защитить себя. В результате, появились техники под названиями нуки-ай, иай, за-ай, баккен, сая но учи, рихо, баттодзюцу и т.д. Все они предполагали быстрое обнажение меча, в случае внезапной неожиданной атаки. [Противники этой версии (в основном, из числа практикующих Корю Будзюцу) утверждают, что конный самурай в полном комплекте доспехов не мог быстро извлечь меч из ножен. По их мнению, Иай возникло уже во время Сухада-кенпо (фехтования без доспехов).
Такого рода техники являлись частью системы обучения многих старых школ Воинских Искусств, развивавших фехтование и другие виды военного дела. Позже Иай стали рассматривать отдельно от Кендзюцу - фехтования уже после того, как меч был извлечен из ножен - хотя в старые времена эта разница была не сильно выражена. В классических системах стандартная подготовка включала в себя как Иай, так и Кендзюцу.
"Отцом" Иай считается Хаяшизаки Джунсуке Шигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаяшизаки достиг просветления и создал Иай, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаяшизаки не был первым человеком, разработавшим Иай. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иай задолго до Хаяшизаки. Тем не менее, именно Хаяшизаке Джунсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаяшизаки считается основателем системы Иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Джикиден Эйсин-рю. Хаяшизаки также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Джушин-рю, Хаяшизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.
Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тесшу Ямаока, то, пожалуй, титул "святой меча" (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного Кендо.
Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иай. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Ешимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иай. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден - официальное объединение школ Воинских Искусств Японии - признал систему данов в Иай.
Послевоенный запрет на практику Воинских Искусств остановил развитие Иай до 1953 года. Затем Иай была отнесена к ведению Всеяпонской Федерации Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei), с системой данов (с первого по десятый) и званиями Ренси, Кеси и Ханси, как в Кендо. Однако проблема состояла в том, что поскольку практиковались различные классические школы Иай, не существовало единого способа присваивания ранга. Как, например, можно было сравнить человека, выполняющего ката Хоки-рю с исполняющим ката Мусо Джикиден Эйсин-рю? Кроме того, мастера Кендо и Иайдо стали поощрять занимающихся Кендо на изучение Иай, чтобы понять механику настоящего меча. Однако, поскольку изучение старых школ занимало десятки лет, каким образом возможно было научить энтузиаста Будо, живущего в занятом современном мире, базовым, вводным приемам Иай?
Возможно, одна из самых ранних школ, которая начала развивать систему быстрого обнажения меча, была основана приблизительно в 1460 г, и ее основателем был Изаса Чёисаи...
Согласно источникам, среди первых школ, начавших практиковать систему быстрого обнажения меча, была школа "Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю". Это было в середине 15-го века. Сенсеем этой школы был Изаса Чёисаи. ...