|
Существует очень мало старых документов о китайских боевых искусствах. Мы можем найти записи о боевой подготовке, о силачах, о поединках на помостах, но почти не можем обнаружить записей о конкретных стилях. Это связано со многими причинами. Во-первых, стилей было много, и непосвященные их не различали, а просто именовали единообразно "боевым искусством". Во-вторых, не было такой профессии - "мастер ушу". Занятия боевым искусством не были тем, чем люди зарабатывали себе на жизнь. Поэтому узнать, что человек занимался боевым искусством обычно можно либо если он оставил после себя целую школу, либо если это было связано с его профессией (например, если он работал охранником караванов). В-третьих, подавляющее большинство китайцев всегда было неграмотно, и вести какие-то исторические записки всегда было весьма трудным занятием. Потому история стиля обычно не записывалась, а передавалась устно из поколения в поколение. При этом она обрастала легендами, что-то терялось, что-то перекраивалось. Так было и с багуачжан.
Легенда о Фэн Кэшане
Во многих книгах по багуачжан можно встретить утверждение, что этим стилем занимался Фэн Кэшань, лидер крестьянского восстания Учения Небесного Порядка, поднятого в 1813 году в районах И, Лу и Юй провинции Хэбэй. Опирается это утверждение на следующий отрывок из книги "Лань И Вай Чуань", глава "Записки об усмирении мятежа", издана в 1818 году:
Фэн Кэшань, из уезда Хуасянь что в провинции Хэнань, смолоду обладал большой физической силой, у Тан Хэнлао из деревни Чжучжаоцунь уезда Хуасянь изучил боевое искусство, был силен в верховой стрельбе из лука, мастерски владел копьем. В год дин-сы правления под девизом Цзяцин Ван Сян из Цзинина, что в провинции Шаньдун, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам, Кэшань полностью постиг это искусство, в рукопашном бою несколько десятков человек не могли к нему приблизиться. Во второй месяц весны года гэн-у муж сестры его жены, управляющий складами уезда Хуасянь Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть "шаг восьми мест". Лянчэнь сказал: "Твой шаг словно координируется с восемью триграммами". "Как это узнано?" - спросил Кэшань. "Я изучаю триграмму `кань'", - сказал Лянчэнь. "А я - триграмму `ли'", - сказал Кэшань. "Ты - ли, я - кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах, кажждый тренирует то, что он может тренировать", - подытожил Лянчэнь.
(перевод - С.Л.Березнюк)
Упоминания о "шаге восьми мест", "триграмме ли" и "триграмме кань" большинство авторов считало вполне достаточным основанием, чтобы утверждать, что Фэн Кэшань занимался если уж не багуачжан, то каким-то его прототипом. Однако в 1980-х годах за исследование взялся мастер стиля мэйхуачжуанцюань Хань Цзянчжун. Его внимание привлекли слова "шаг восьми мест" - дело в том, что это в точности название одного из канонических способов передвижения мэйхуачжуанцюань. Он не поленился обратиться в архивы. Среди "Докладных записок канцелярии боевых заданий" в хранилище архивных документов династий Мин и Цин были обнаружены записи показаний арестованных участников восстания, в частности - того самого Тан Хэнлао, который был учителем Фэн Кэшаня. В частности, он говорил: "Я родом из деревни Чжучжаоцунь, что в 20 ли к юго-востоку от Хуасянь, лет мне 61, родители умерли, жену взял из семьи Ду, старший сын - Тан Хуэйюань, второй сын - Тан Куйюань. Открыл в доме аптеку, чем и кормился, тренировал мэйхуацюань. В первый месяц пятого года правления под девизом Цзяцин одноуездник Фэн Кэшань решил изучать боевое искусство и пошел ко мне в ученики..." Таким образом, у Тан Хэнлао Фэн Кэшань изучал мэйхуацюань (сокращенное название от мэйхуачжуанцюань). В показаниях другого участника восстания, Ли Идэ, имеются слова: "на второй день Сун Юэлун с Фэн Кэшанем пришли ко мне, мы опять говорили о приемах, речь шла о верхнем уровне, среднем уровне, нижнем уровне..." Конечно, в багуачжан есть тренировка на трех уровнях, но вот в мэйхуачжуанцюань техника разделяется на приемы верхнего уровня, приемы среднего уровня и приемы нижнего уровня. Показания прочих бунтовщиков позволяют прийти к выводу, что "восемь триграмм", "триграмма кань", "триграмма ли" и прочий антураж относились скорее к теоретической и религиозной базе восстания, чем к боевой технике. Таким образом можно считать доказанным, что Фэн Кэшань к истории багуачжан отношения не имеет.
Инь-ян багуачжан Тянь Хуэя
В начале 80-х годов некий житель Пекина по имени Тянь Хуэй (ныне покойный) объявил, что является преемником "подлинного" стиля багуачжан, существовавшего в провинции Шаньси еще с XVI века. На поверку, однако, заявления Тянь Хуэя оказались чистой мистификацией, а изданная им книга об искусстве багуачжан - не более чем произвольным перетолкованием существующей традиции.
Таинственный даос
Согласно наиболее общепринятой версии, Дун Хайчуань изучил багуачжан в горах Цзюхуашань в провинции Аньхой у некоего даоса. В книге Ян Цзюньмина, Лян Шоуюя и У Вэньцина "Багуачжан" относительно него имеются следующие сведения:
В нашем распоряжении есть несколько документов, в которых сообщается, что мастер Дун Хайчуань научился багуачжан у даоса по имени Дун Мэнлинь на горе Цзюхуа (провинция Аньхой). В даосских кругах Дун Мэнлиня еще называли Хуангуань даожэнь ("Даос в желтой шапке"), а в кругах ушуистов - Би Дэн Ся ("Рыцарь голубой лампы") или Би Чэн Ся ("Рыцарь голубой ясности"). Он обучил багуачжан трех учеников: Дун Хайчуана, Ли Чжэньцина и Би Юэся. Из этих трех Дун Хайчуань был наиболее известен и подготовил больше учеников. Поэтому и исторических свидетельств о нем побольше.