Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Интересные объекты Вселенной Самая близкая галактика, самая яркая галактика, загадочная Туманность Андромеды, самый яркий квазар и рентгеновский источник, массивные черные дыры

Парапсихология:Дамские деревца

Философия:Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммед Иранский теолог и философ ислама. Был мистиком в духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал ярым противником философии и новооснователем ортодоксальной теологии

Парапсихология:Как пойти к судебным властям

Парапсихология:Теоретическая магия

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства славян / Русский стиль / Размышления о русском стиле / Песнь о купце и его "калашникове" / 


Песнь о купце и его "калашникове"

Пожалуй, можно вычленить несколько основных направлений. Уже упоминавшаяся славяно-горицкая борьба, созданная Александром Беловым (нынешнее "языческое" имя - Селидор) характеризуется жесткой силовой манерой боя с применением не столько ударов - "селидорцы" выступают без перчаток - сколько толчков, зацепов и подсечек. Если уж удар и наносится, то чаще всего не кулаком, а предплечьем; это так называемый "удар на пол-руки", отмеченный в некоторых былинах. "Славяногорцы" возводят свое искусство к богатырским игрищам Древней Руси, происходившим на погребальном кургане. В настоящее время, по утверждениям руководителей школы, существуют 12 подстилей их борьбы.

Близка по идее - но не по технике исполнения - и так называемая Велесова борьба. Основатель ее до сих пор "засекречен", но, кажется, впервые она появилась в школах прикладного рукопашного боя, культивировавшегося в органах МВД Калининской области (ныне - Тверская).

Кроме "языческого", можно отметить еще два направления. "Казачий стиль" (впрочем, сторонники этого вида единоборства характерны скорее не для России, а для Украины), реконструирующий боевое искусство казаков на основе запорожского гопака и некоторых других элементов; а также "офицерский стиль", из поколения в поколение передававшийся российскими офицерами-дворянами.

Эти ветви боевого искусства заслуживают отдельного рассмотрения. Но мы пока что оставим их, потому что они лежат вне рамок главного (главного ли?) направления "русского стиля".

Это направление представлено целой группой боевых школ. Свою технику оно выводит из кулачного боя мужиков (стенка на стенку или один на один), дополнительно опираясь на обрядовые пляски с элементами поединка, а также на средневековые "дуэли" в рамках "Божьего суда". Такие поединки (см. "Князь Серебрянный" А.К.Толстого или лермонтовскую "Песнь о купце Калашникове") в средневековой Руси отчасти заменяли следствие, суд, а то и приведение приговора в исполнение. Назвать основателя сложно: как будто впервые данную систему "воскресил" петербуржец Андрей Грунтовский, но теперь едва ли не в каждом городе появились свои "основатели", вроде бы независимые от него. Наиболее заметный из них - Георгий Базлов из Твери со своей школой, именуемой буза (в отличие от предложенного Грунтовским названия скобарь).

Характерная особенность данной группы стилей - быстрый темп боя, отсутствие четких стоек, преобладание ударов над захватами (причем удары, в том числе и ногами, делаются с проносом, без фиксации), высокая стойка. В безоружном варианте схватка производится в легких перчатках с открытыми пальцами. Поединки обычно происходят под гармошку, причем музыкальному сопровождению сторонники "русского стиля" склонны придавать повышенное значение. По их словам, оно не просто задает ритм боя, но и включает некие биоэнергетические механизмы, которые высвобождают скрытые силы.

Конечно, если "русский стиль" продолжает вековые традиции, об основателе говорить бессмысленно. Но так ли это на самом деле?

Сразу оговоримся: искусство рукопашной схватки старо, как история войн, и нет ни одного народа, который не был бы с ним знаком. Безусловно, существовало оно и на Руси. Свидетельство тому - летописи, былины, народные заговоры-обереги... "Ино будь сбережен: от топора, от пищали, от татарския пики, от стрелы каленыя, от борца, от кулачного бойца..." Другой вопрос, насколько это соответствует тому, что теперь именуется "русским стилем"?

Его адепты всячески уходят от вопроса: на основании какой, собственно, информации воссоздается боевая техника, а тем более своеобразная философия единоборства (не отставать же в этом от каратэ!). В лучшем случае следуют туманные, без конкретных указаний, ссылки на монастырские летописи и былины. Автор этих строк и сам искал, и к профессиональным историкам обращался. Оказалось, что ничего подобного там нет! В лучшем случае присутствуют крайне расплывчатые фразы, вроде: "И почаста ся крепко держати и удави печенезина в руку до смерти". А как именно "удави" - задушил, сломал хребет, раздавил грудную клетку? Пальцевым захватом или рычажным замком? И как русскому богатырю удалось подойти вплотную, на такое расстояние, чтобы "удави" - нырком, перекатом, а может быть при помощи жесткого блока? Да и вообще, насколько реален сам бой?

В свете всего сказанного и упомянутый ранее "удар в пол-руки" выглядит сомнительным. Вообще, восстанавливать особенности единоборства по таким источникам можно лишь с огромной степенью неопределенности. Иногда может случайно получиться результат, близкий конкретному приему древней Руси, но поди угадай, в каком именно случае...

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4 

Рейтинг : 7434     Комментарии к статье
Комментарий от Илья для Песнь о купце и его "калашникове" от 2009-04-26
Не претендуя на научность... Не понятны две вещи! Как бокс может существовать с 13 веков, если в Англии он был гораздо мягче, чем сейчас? Как русский офицер, получивший европейское образование, знающий несколько языков, (!!!)изучающий фехтование, переживший уже не одну дуэль, не может победить немчуру, которую "в болото поостыть" выслали, "что бы при дворе не мешался"?
Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь