|
В изданной при династии Цин "Тунбицюань пу" ("Записки о тунбицюань") сказано, что во время династии Мин в годы правления под девизом "Ваньли" мастер Фэй Цинхуань создал 5 дорожек тунбэйцюань, и написал книгу "Тунбицюань лунь" ("К вопросу о тунбицюань"), где вкратце описал смысл употребления иероглифов 'ТунБэй' в качестве правила кулачных методов. Это - самое раннее из известных ныне упоминаний о тунбэйцюань, кроме того отсюда видно происхождение связи терминов 'ТунБэй' и 'ТунБи' (надо отметить, что иероглиф 'рука' имеет два чтения: 'Бэй' и 'Би').
Во время династии Цин на стыке правлений под девизами "Даогуан" и "Сяньфэн" в уезде Цансянь в Яньшаньской школе толкователь эдиктов Пань Вэньсюэ преподавал гражданскую и военную науки, передавал как кулачные методы, так и оружие тунбэя, и, следуя идеям ученых начала династии Цин Янь Сичжая и Ли Шугу, ввел в качестве концепции тунбэйцюань "сквозь дух достигать метаморфозы, иметь в запасе десять тысяч пронизанные единым; в правилах и формах - понимать пронизывающее, тело и использование - иметь в запасе готовыми". Очень многие восприняли это учение, на максимальную высоту его поднял Ли Юньбяо из Яньшаня. Но так как Пань Вэньсюэ объявил учение о тунбэй непередаваемым, то Ли Юньбяо тщательно сохранил семейные методы, внутри признавая "тунбэй", но вне называя "тунби". Поэтому в уездах Цансянь и Яньшаньсянь часто смешивают кулачные методы, переданные Ли Юньбяо, и местный тунбицюань.
Во время династии Цин в годы правления под девизом "Гуансюй" уроженец уезда Цансянь Ма Фэнту изучил тунбэйцюань у непосредственного преемника Ли Юньбяо - Хуана Линьбяо. От семьи Хуан традиция передалась Ма Фэнту, который начал использовать название "тунбэйцюань" ("кулак сквозной подготовки") для отличия от других стилей с одинаково звучащим названием но отличающейся техникой. В 1910 году семейство Ма основало в Тяньцзине "Чжунхуа уши хуэй" ("Ассоциация китайских воинов") и договорившись с Сяо Гунфу (сын Сяо Хэчэна) установили "тунбэймэнь" ("врата сквозной подготовки")в качестве официального названия, а через книгу "Тунбэй шийи" ("Разъяснение смысла тунбэй") оповестили об этом массы. После этого, став важнейшими представителями тунбэйцюань, братья Ма Фэнту и Ма Инту приложили гигантские усилия для распространения и развития тунбэйцюань, и поэтому долгое время передававшийся когда открыто а когда и тайно в Цансянь и Яньшаньсянь тунбэйцюань постепенно из локального стиля развился в полностью - от теории до техники - систематизированное кулачное течение, и распространился по всему Китаю, особенно в провинциях и автономных районах Большого Северо-Запада - Шэньси, Ганьсу, Нинся, Цинхай, Синьцзян. Так как на Северо-Западе тунбэйцюань в основном преподавали Ма Фэнту и его дети, то там этот стиль еще называют "мацзяцюань" ("кулак семьи Ма") или "маши уи" ("боевое искусство семьи Ма"). В последние годы эти названия распространились довольно широко.