Одним из наиболее древних и глубоко укорененных суеверных страхов человека является страх перед похвальбой, перед тем, чтобы быть или казаться слишком уверенным в чем-нибудь хорошем, хоть уже имеющемся, хоть только ожидаемом. С самых древних времен едва ли не во всем мире считалось опасным говорить открыто о каком-нибудь счастливом обстоятельстве в жизни говорящего или предвкушать грядущее счастье, готовясь к нему слишком откровенно или слишком преждевременно. Такая уверенность может иметь катастрофические последствия либо в виде прямого наказания за самонадеянность, либо в виде того, что тем самым неосмотрительно навлекают на себя нечто такое, существование чего ощущают обычно довольно смутно, хотя и опасаются вполне определенно.
Подобным же образом, если открыто отзываться о красоте, здоровье или ином достоинстве другого человека, то это может навлечь на него несчастье. И ныне во многих странах по всему миру считается в высшей степени дурным тоном, если вновь прибывший гость начнет отпускать комплименты в адрес кого бы то ни было, особенно детей. Такого архилюбезного человека могут заподозрить в том, что он сглазил тех, о ком говорил, и уж во всяком случае обвинят в любой болезни или неудаче, постигшей их впоследствии. В Ирландии, если незнакомец чересчур жарко хвалит младенца, мать зачастую уносит ребенка прочь, стучит по дереву, осеняет себя крестом или быстро произносит:
"Боже, стань между ним и порчей" - чтобы отвратить беду.
Даже обычно несуеверные люди часто стучат по дереву или по железу, когда похваляются или говорят о чем-то хорошем, ожидаемом вскоре, в полуосознанном опасении, что, если этого не сделать, удача может изменить. Кое-кто считает достаточным просто сказать "постучим по дереву", в действительности не делая этого, но, как правило, под рукой всегда находится какой-нибудь деревянный или железный предмет, и до него потихоньку дотрагиваются. Если подходить к делу строго, то дерево должно быть дубом или каким-нибудь другим, считавшимся когда-либо священным, - ясенем, орехом, боярышником, яблоней или ивой, поскольку они, будучи священными, обладают защитными свойствами. Но на протяжении веков это требование забылось, и в дело идет любая древесина. Дети иногда стучат по голове себе самим или своим товарищам, намекая тем самым на тупость, "деревянноголовость". Это, разумеется, шутка, но когда подобное же проделывают взрослые, что иногда наблюдается, это уже из шутки начинает превращаться в новый ритуал, заменяющий собою прежний, и не менее аутентично-суеверный, чем прикосновение к деревянному, из которого он возникает.
Прикосновение к железу столь же эффективно, как и к дереву, в силу магических свойств этого металла (см. ЖЕЛЕЗО). В Великобритании оно менее распространено, чем прикосновение к дереву, может быть, потому, что многие считают, что в истоках последнего лежит призыв к покровительству Святого Креста, и потому этот ритуал имеет не только магическую, но и религиозную значимость. И все же прикосновение к железу здесь вполне хорошо известно, и к нему прибегают, когда встречаются с каким-нибудь нехорошим предзнаменованием или когда нарушается какое-нибудь другое табу, не только похвальба. Так, если кто-то произнесет запретное слово на корабле или в шахте, беду можно отвратить, если сказавший и все слышавшие как можно скорее постучат по железу.