|
Борьба вверх ногами
Капоэйра - система защиты и нападения, изобретенная в XVI веке в Бразилии чернокожими рабами. В 1530-х годах многие из рабов бежали в джунгли и создавали свободные сообщества - "коломбос". На "коломбос" периодически нападали белые надсмотрщики, поэтому их обитателям срочно пришлось учиться защищать себя. Так и зародилась капоэйра. В 1707 году бразильский правящий класс запретил это боевое искусство. Изучение капоэйры наказывалось шестью месяцами тяжелого труда. Капоэристам пришлось адаптироваться. Выход был найден: капоэйру замаскировали под танец. Так появилась традиция боев под музыку. В 1928 году правительство Бразилии все-таки признало эту борьбу законной. И, как выяснилось, не зря - на сегодняшний день капоэйра второй по популярности после футбола вид спорта в стране.
Капоэйру иногда называют "бокс ногами". Причем если во всех остальных боевых искусствах положено бить, опираясь на ноги, то в капоэйре боец атакует стоя на голове или на руках. Таким образом, удары противника приходятся на ноги и ягодицы, голова же и шея бойца защищены. Положение лежа в капоэйре совсем не признак поражения. Боец использует свою подвижность и равновесие даже в такой незавидной, казалось бы, ситуации. Так что не бей лежачего капоэриста - ответить может.
В ранней капоэйре считалось, что противник обязательно вооружен чем-то острым. Для того чтобы избежать порезов и рассечений, в технике этого стиля присутствует огромное количество акробатических элементов.
Поединок в капоэйре называется игрой. Жога (игра) является одновременно и единоборством, и красивым музыкальным представлением с элементами гимнастики и акробатики. Форма капоэриста - белые штаны и такого же цвета футболка. Элементы техники капоэйры очень четко просматриваются в современных танцах. Что неудивительно, так как все вращения на полу и стойки на руках целиком заимствованы из этого единоборства.
Москву сушеной тыквой не напугаешь
Сразу же представился боец, исполняющий сальто и одновременно голосящий на корявом португальском что-то вроде "Ой цветут бананы в сельве у ручья". Но москвичам, желающим освоить капоэйру, не стоит пугаться. По крайней мере сразу. Местре пояснил, что все происходит совсем не так. По традиции в центре круга под названием "рода", на котором проходит бой, стоят люди с музыкальными инструментами. Инструменты, кстати говоря, весьма своеобразные. Непременный атрибут ансамбля - беримбау. Он представляет собой лук с натянутой струной и подвешенной к нему сушеной тыквой. На беримбау играют специальным смычком. Звучание беримбау дополняют бубен (пандейро) и барабан (отабаку). В центр роды выходят двое капоэристов, свободных от музыкальных инструментов, и начинают бой.
Но по-настоящему все ритуалы соблюдаются только в Бразилии. В московском клубе капоэйры занятия идут под музыку, записанную на диск. Ее приходится обрабатывать, накладывать ритм, потому как для современного европейского уха она неудобоварима. К тому же в Москве пока нет людей, способных владеть беримбау на высоком уровне, да и, по словам Найденова, их клубу более интересна сама техника этого единоборства, а не музыкальное сопровождение.
Тем не менее музыка - неотъемлемая часть процесса тренировки. Исторически она использовалась для сокрытия боевого применения системы. В современной же капоэйре музыка помогает ученикам развивать чувство ритма, а также задает темп тренировки и спарринга. Определяемый музыкой искусственный ритм помогает "нащупать" естественную мелодию боя, а благодаря танцевальной основе отрабатываются ложные выпады, отвлекающие и обманные движения.