Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Не смотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сиро Сайго. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности.
Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 году открыл собственную школу Тито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.
Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото. Выступление закончилось провалом, заключение японских экспертов было единодушным: "Кара-тэ, или окинава-тэ - это не боевое искусство, а разновидность фольклорного танца".
Мастер Мотобу Тёки стал первым окинавцем, сумевшим популяризовать каратэ в Японии. Он происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался "удун-ди" (или "го-тэн-тэ" по-японски) и брал начало от Мотобу Тёхэ (позже свой стиль Тёки стал называть "мотобу-ха-косё-рю-кэнпо-каратэ"). В конце XIX века патриархом го-тэн-тэ был Мотобу Тёмура, обучивший троих сыновей: Тёю (умер в 1926 году), Тёдзюна и Тёки. Мотобу Тёю, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание семейного искусства "чужаку" - Уэхара Сэйкити (родился в 1903 году), так как Тёки уехал жить в Японию. Еще позже в 1949 году Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его "мотобу-рю"!
Мотобу Тёки изучал, помимо го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацумура Косаку, Итосу Ясуцунэ. Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. За свои непредсказуемые движения он получил прозвище "обезьяна". Другое его прозвище - "тэйдзикун" ("убивающий кулак"), так как в бою он делал ставку на нокаут. В практике ката Тёки отдавал предпочтение Найханчи в различных вариантах ее применения.
Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, в то время как Фунакоси владел им в совершенстве. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года, поэтому Дзигоро Кано был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.
К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему в это время было уже 54 года! В 1926 году была издана его книга "Окинава кэнпо каратэ дзюцу". В 1927 году он пеерехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались...
Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе - как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа!
Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина "кара-тэ" с тех, что означали "рука континента" на другие - "пустая рука", и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы. Он сам признавался, что изменил традиционные окинавские техники. Окинавские мастера также не признавали Фунакоси за продолжателя окинавской традиции. Таким образом, созданное Сётокан-каратэ не является наследником окинавских стилей (которые гораздо больше походили на китайское ушу, чем на современное японское каратэ).
Создавая свой стиль Xидеюки Ашихара отказался от старых непонятных доем техники, оставив лишь действительно реальную. Все дисциплиныстиля (Ката, Кихон, Кумитэ) неразрывно связаны между собой. Мастер вторгся в святая святых каратэ - ката, создав ката по обучению ипрактике ведения действительно реального боя....
Кекусинкай - контактный стиль каратэ, созданный в 50-е годы нашего столетия Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу "каратэ без контакта". ...
Рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса.
...
Косики каратэ появилось, с одной стороны, как самостоятельное направление в мире боевых искусств не так давно, но, с другой стороны, можно смело утверждать, что Косики каратэ имеет многовековую историю и является основой современного каратэдо. ...
У истоков развития Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо и Косики каратэ в нашей стране бессменно стоит Михаил Владимирович Крысин, имеющий 6-й дан по Шоринзи-рю и 6-й дан по Косики каратэ, который является Вице-президентом Всемирной Федерации, международным судьей высшей квалификации "А", членом тренерского и судейского комитета Всемирной Федерации, ему присвоено высокое, почетное звание "Шихан" (Глава стиля)....
Существует много школ каратэ, которые ведут свою историю с острова Окинава. Однако первоначально существовали всего лишь три стиля, каждый из которых носил название города, в котором он развивался....
Гибкий как ива, твердый как гора Тай (гора, часто упоминающаяся в китайской поэзии). Лишь тогда, когда две крайности твердого и мягкого полностью соединяются в единое тело, развивается непоколебимая форма гармонии небес и земли....
Для тех из нас, кто изучает боевые искусства, если тренировка начинается с уважения, то наши отношения и поведение также будут правильными. Если наши отношения корректные, и мы тренируемся с покорностью, то и истинная техника приходит легко, а уважение и искренность будут естественно выражаться при поклоне.
...
Основатель каратэдо Сито-рю, Кенва Мабуни родился 14 ноября 1889 года в городе Сюри архипелага Окинава. Он был представителем 17-го поколения одного из самых знаменитых кланов,основателем которого являлся Кенио Осиро, величайший воин Королевства Рюкю....
В СССР каратэдо Сито-рю зародилось благодаря Тэцуо Сато - прямому ученику Мандзо Ивата. Тэцуо Сато жил в СССР с 1968 по 1984 годы. Учась в университете дружбы народов им. П.Лумумбы, Сато-сэнсэй преподавал каратэдо Сито-кай. Мастерство Сато-сэнсэя, его дар учителя способствовали неуклонному росту числа его учеников с каждым годом. ...
Анализ истории развития, методики подготовки и техники свидетельствует о том, что каратэ в настоящее время безусловно имеет право выступать как самостоятельный и оригинальный вид боевых искусств.
...
Во времена Хрущёвской оттепели в середине 60-х, когда международные контакты были достаточно широкими, с красивым фильмом Акиро Курасавы 'Гений дзюдо' 'каратэ-до' попало в нашу страну....
Контактные единоборства и дети: хорошо это или плохо? В нынешнее непредсказуемое время родители нередко предпочитают отдать своего ребенка в школу каратэ, нежели на музыку или бальные танцы, как это бывало прежде. ...
Стили Белого журавля и Архата, оказали колоссальное влияние на развитие окинавского каратэ. Это очевидно уже потому, что практически все крупнейшие мастера острова прибегали к данному тексту за советом и знанием....
Техника и расчет уступает место напору и силе. Двадцатираундовый бой требовал умения перемещаться, экономить силы и держать удар. Трехраундовый можно выиграть нахрапом и молодостью. При этом техника неизбежно деградирует.
...