Артельщики носили с собой ножи. Холодное оружие было символом мужского достоинства Использовалось оно только в случае смертельной опасности. В стеношном бою или в драке из-за девки - упаси Бог даже вынуть его! Нарушая традицию, человек отторгался обществом, становился изгоем, что имело для него драматические последствия. Потому нарушении общественной этики практически не было. Как ты к людям, так и они к тебе!
Вообще у бузы откровенно языческий характер. Участвующие в обряде испытывали несколько особых психических состояний. Первое начиналось уже тогда, когда мужчины собирались и шли по деревне Шли не просто, а совершая определенные ритуалы, настраивавшие на бои. Затем при встрече с противоборствующей стороной, затевался задор, задирание, ломание (каждому действию соответствовала подвижка в психике), переходившее в драку по определенным уговорам буза в таком случае выступала способом разрешения конфликтов между артелями.
Весьма важным моментом был возврат к нормальному психическому состоянию. Ведь в боевом жизнь представлялась как бы уже завершенной, конкретной схваткой оставалось поставить последнюю точку Во время бузы человек обладал отличным отслеживанием ситуации, молниеносной реакцией на нее. Если скандинавские берсеркеры достигали этого с помощью наркотиков (мухоморов), то здесь перед поединками не употреблялось даже пиво.
Уговор, по которому шла драка, зависел от глубины разрешаемого конфликта В одной из деревень Григорий услышал историю о том, как было покончено с бандой, которая завелась в округе в смутные времена гражданской войны и терроризировала местное население. Когда терпение достигло предела, мужики собрались и решили с ней покончить. Продумав, где и когда дать бой, деревенская вольница с камнями, палками, топорами и ножами выступила против вооруженных винтовками и пистолетами бандитов После изощренной и жестокой схватки банда перестала существовать, спаслись лишь немногие.
Здесь, кстати, напрашивается параллель с японскими ниндзя, из которых состояли многие деревенские отряды самообороны в феодальной Японии.
Уже упоминалось - стеношный бой был подготовкой воинов, что называется, без отрыва от производства. Ополченцы стремились всегда скомпенсировать недостаток вооружения и профессионализма неожиданным использованием ситуации. Так, на знаменитое Ледовое побоише в 1242 году ополченцы, собранные князем Александром Невским, не надели лат взяли с собой багры. Знали, что в апреле лед на Чудском озере коварный, хотя внешне и выглядел надежным, а потому тяжестей на себе надо иметь поменьше. Баграми же удобно стаскивать тяжело вооруженных рыцарей с лошадей. Ноги-то у животных на замерзшем озере разъезжались, они были неповоротливы, а потому ополченцы, привыкшие передвигаться по льду (сколько на нем стеношных боев проведено!), обладали инициативой и навязывали противникам выгодную для себя дистанцию. Так их полностью и разгромили - кого врукопашную, кого в полыньи загнали. Кстати, на Куликовом поле передовой полк полностью состоял из ополченцев, и они свою задачу выполнили - выдержали первый натиск. Конница Мамая хоть и смяла их, но стенку не разогнала.
Третий день 1-го съезда русских кулачников пришелся на прощеное воскресенье. Именно в этот праздник происходили раньше самые массовые стеношные бои в России. А после того, как выплеснется азарт да удаль, погорячится кровь молодецкая, обнимались бойцы и прощали друг другу ссадины и синяки. Казалось, за семь десятилетий погребена в небытие исконная традиция. Но нет - как говорил один из участников встречи, традиция не умирает, она может лишь затаиться. И в подтверждение тому вышли кулачники из спортзала, разбились поровну, сбросили на снег пальто да синтетические куртки, и пошла 17 февраля 1991 года прямо на городской площади стенка на стенку! И ни один милиционер не засвистел. Только бабы с девками визжали, подзадоривали, да гармонист наяривал. Интересно, что одной из причин, превративших Страну восходящего солнца в высокоразвитую мировую державу, сами японцы считают возрождение и широкую популярность своих боевых искусств в конце 1940-х годов. Их дух помог пережить моральное потрясение от поражения во второй мировой войне. Недаром родоначальник айкидо мастер Уэсиба получил Правительственную награду за оздоровление нравственности нации вследствие массового распространения этой борьбы. Не берусь утверждать, что подобную роль у нас могут сыграть отечественные виды кулачного боя. Но та, что их развитие откликнется некоторым поворотом общественного сознания к родным традициям,-несомненно. Ведь тот же стеношный бой, скобарь, буза неотделимы от песен, танцев, народного оптимизма, морали, наконец.