Древнерусское воинское искусство развивалось из воинских искусств праславянских и протославянских племен. Венеды, обитавшие, по скупым свидетельствам древних авторов VIIв. до н.э.- IIв. н.э., по берегам Вислы к северу от Карпат до Балтийского моря (Венедского залива), были хорошими воинами, как упоминает в "Германии" Корнелий Тацит.
Если о венедах мы располагаем лишь отрывочными сведениями, то иначе обстоит дело с антами. Об антах византийский исследователь Иордан, автор "Стратегикона", пишет: Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озер, устраивая в своих жилищах много выходов, вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Рассказ Иордана дополняет Прокопий Кесарийский: Все они часто меняют место жительства. По его же свидетельству, анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных походов заставляют их объединяться под властью одного вождя. Естественно, что, благодаря подобным условиям, анты были первоклассными воинами, о чем свидетельствуют их многочисленные и успешные набеги на Византию.
У антов существовало и рабство, но оно сильно отличалось от того рабства, которое имело место в Византии. Источником его являлся плен и только плен. Ант у анта не мог быть рабом. Да и раб был рабом не долго, а далее ему предлагался выбор: остаться на положении свободных и друзей или вoзвpaтитьqя восвояси. Подобным духом свободолюбия и неущемления свободы других было проникнуто все миропонимание древних славян, отразившееся и в их воинском искусстве.
Познавшие всю силу ударов славян и антов византийцы, естественно, в первую очередь интересовались их воинским искусством. Автор "Стратегикона" сообщает, что славяне и анты ...выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Они вооружены небольшими копьями (по 2-3), луками и маленькими стрелами, отравленными сильнодействующим ядом (такие стрелы применяли и скифы). У многих имелись прочные щиты. Панцирей они не знали.
Византийцы (IVв.) подчеркивают коренное различие между военным строем и воинским искусством славян, у которых каждый воин был высочайшего класса. Славяне были вооруженным народом, над кото-рым не довлела ни военно-политическая сила дружинной организации, ни военные доктрины. Единственное деление среди этого вооруженного народа было возрастное, т. е. по степени овладения воинским искусством. Деление это дожило и до времен Киевской Руси, когда существовала передняя (отцовская) старшая дружина и дружина молодшая.
О воинских качествах славян единого мнения придерживаются и Прокопий, и Иордан, и Иоанн Эфесский: ...ведут войну лучше, чем римляне. В бой они ходили в рубашках и шароварах, но иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах (Тацит).
Повидимому, корни такого высокого уровня развития воинских искусств следует искать в мировоззрении, религии праславянских племен. У византийцев мы находим отрывочные, но ценные сведения о религии антов. Они не верят в судьбу, но в трудную минуту обращаются к богу. "Владыкой над всеми" анты считают бога, творца молний, в котором нетрудно усмотреть древнерусского Перуна. Ему славянские народы приносят в жертву быков и посвящают другие обряды, например, положение оружия, т.к. оружие связывают непосредственно с именем Перуна, божества-воителя. Славяне почитали и поклонялись мечу, как символу Перуна.
Вообще религия славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям, обоготворялись вместе с солнцем месяц и звезды, вода и воздух. Есть упоминания, что некоторые племена верили в существование циклической смены жизни и смерти.
Так как славяне поклонялись явлением природы, о чем свидетельствуют их религиозные праздники (Коляды, масленица, Ивана Купалы, Семик и др.), снабженные всеми атрибутами соответствующих магических действий, то внутренним содержанием жизни славян, следовательно, и их воинских искусств было единение с природой, каковая тем более не разделялась на живую и неживую - все было одушевлено. Мир также наделен был упырями, духами и другими "потусторонними" существами, от которых тоже приходилось иногда защищаться. В результате воинское искусство становится чуть ли не искусством общения со своей огромной по значению ритуальной частью. Отсюда довольно большое количество у древних славян волхвов, кудесников, ведунов, ведьм, хотя более конкретных сведений, кроме как об их распространенности, практически не имеется.
Древнерусское воинское искусство оставило не много письменных следов, очевидно в связи с тем, что в летописях не обращалось особое внимание на обычное и повседневное. Кроме греческих, римских, византийских упоминаний, его воплощение имеется в народных танцах, следы его присутствуют на славянских украшениях, чашах, поясах, изображая воинов в различных позициях, в некоторых языческих обрядах и символах, в западно-европейских анналах, в славянских былинах и сказаниях о чудесах мастерства и героизма, когда несколько воинов побеждали полчища врагов.