Сегодня, за политическими и экономическими потрясениями, охватившими Россию, мы чаще видим опасность с Запада, исходящую от США, объединенной Европы и расширяющегося HАТО, и при этом почти не замечаем серьезной духовной экспансии, распространяющейся по всему миру с Востока. Одной из форм активного влияния "восточной духовности", существенно отличающейся от западной и коренным образом от Православия, стали восточные боевые искусства. В Китае их называют ушу, в Японии - кэмпо. Весной 1998 года произошло событие, на которое мало кто обратил внимание, хотя оно того стоило. В Москву со специальной миссией прибыл настоятель Шаолиньского монастыря Дэ Цянь. Во время этой поездки шаолинским руководством было принято решение перенести штаб-квартиру Международной ассоциации шаолиньского ушу (которая объединяет школы боевых искусств Европы, Америки, Азии и Африки) из Гонконга - в Москву. Так легендарный Шаолинь оказался в самом сердце России!
Как пишет известный исследователь культуры Китая В. Малявин, "В ушу есть неподдельная тайна". Даже в Китае, где боевыми искусствами занимаются более 350 миллионов человек, принято считать, что постигли истинное содержание ушу единицы, для остальных это лишь вншняя форма приобщения к древней традиции. Что же скрывается за привлекательной и яркой формой физических упражнений, более всего напоминающих пластический контур танца? Что влечет к нему миллионы последоватлей? В России, по предварительным оценкам, уже сейчас восточными боевыми искусствами занимаются около восьмисот тысяч человек. В одной из московских школ, расположенной рядом со Сретенским монастырем, недавно появилось необычное объявление: детям предлагалось заниматься синъицюань (одним из самых эффективных и опасных стилей) - "для коррекции фигуры"! Советские зрители впервые увидели некоторые формы ушу в фильме "Гений дзюдо" (1964г.). Известный японский актер Тосиро Мифуне стал любимым исполнителем ролей в фильмах всемирно признанного режиссера - Акира Куросавы. В середине шестидесятых "Гений дзюдо" вместе с "Великолепной семеркой" американского режиссера Дж.Стсрджеса были в числе самых популярных у молодежи зарубежных фильмов. Hо, наверное, даже сейчас мало кто знает, что и "Великолепная семерка" была лишь переработкой для Голливуда сценария фильма Куросавы "Семь самураев", получившего премию "Оскар" еще в 1955 году. Так кинематограф начал успешную пропаганду восточных боевых искусств по всему миру. Отголоском ушу стал разработанный у нас и быстро завоевавший популярность стиль, названный "самбо" (самооборона без оружия). Он был очень эффективен, и многие мальчишки предпочитали его боксу и борьбе. В начале восьмидесятых мне удалось увидеть подлинных адептов ушу не в кино и даже не в Китае, а в Москве. Произошло это на Московском международном конкурсе балета. Выступление китайцев на конкурсе стало сенсацией. Они показали такой изящный танец и такую высокую технику, о которой в России к тому времени уже стали забывать. Меня, естественно, интересовало, что является источником необычайных способностей китайских танцоров. Hа вопросы о "технике" они отвечали, что получили ее от русских мастеров классического танца. Однажды, когда нам предстояла экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру, я пришел в гостиницу "Россия" пораньше, чтобы напомнить ребятам о поездке. Во дворе гостиницы я увидел юного китайского артиста,( тогда ему было 17), который очень медленно и плавно совершал необычные движения, напоминавшие одновременно замедленную съемку и изысканный танец. Когда я наконец пришел в себя и спросил, чем занимается Чжан Вейцзян, мне коротко ответили: "ушу". Так я впервые услышал это слово. С трудом выпытал у ребят, что оно означает: ушу, сказали мне, - тайное китайское боевое искусство, которое является национальным достоянием; уроки ушу они брали у одного старика и не хотели, чтобы об этом кто-то знал. Переводчица подтвердила, что ушу - тайное искусство боя и оздоровительная система. Когда я спросил, почему она не попытается овладеть этой замечательной системой, она лаконично ответила: "Я православная". Для меня это была вторая загадка - почему Православие не совместимо с ушу?
Чтобы найти ответ, потребовалось немало времени. Потребовалось постичь основы истории, философии и религий Китая, китайской медицины: иглоукалывания, массажа, цигун (энергетического воздействия). Потребовалась помощь друзей - как в Китае, так и в России, за что приношу им сердечную благодарность. Одной из лучших работ следует признать исследование ушу удивительно талантливым российским ученым профессором А. Масловым.
Так что же такое ушу? Если мы спросим об этом, то он наверняка ответит: "Ушу - это эффективная система драки и оздоровления организма". И такой ответ будет верным, если вспомнить тот образ, который формировался на протяжении ряда лет современным кинематографом и литературой. Если же мы посмотрим в корень этого явления, то поймем, что ушу совсем не то, чем их представляют. Заглянем для начала в историю боевых искусств Китая. Обычно традицию ушу ведут с незапамятных времен: от персонажей китайских мифов, - Хуанди, Фуси, Шеньнуна. От прославленных полководцев, народных героев, религиозных деятелей даосско-буддистской традиции.Самым известным "основателем" ушу традиционно считается Бодхидхарма - известный индийский проповедник (VI в.), пришедший в монастырь Шаолинь, чтобы передать китайцам новое буддистское учение о дхарме (кит. - чань, японск. - дзэн). Hо последние исторические исследования убедительно доказывают, что все это миф. Боевые искусства вобрали в себя множество внешне различных философских доктрин, использовали понятия конфуцианства и даосизма, буддизма и легизма. Каждая религиозная или философская школа Китая привносила в занятия ушу определенную систему воззрений, которые, как каркас, охватывали все строение и придавали ему устойчивость.
Подлинной же сущностью всех направлений и стилей ушу стало общение с запредельным для человека миром. Hе случайно в основу ушу, как и всей духовной культуры Китая лежит стремление к дао - единому первоначалу, безличному и бесформенному, безучастному к судьбам людей. В трактатах китайских мастеров часто можно встретить фразу: "Ушу - это искусство дао". В древности , как пишет А.Маслов, искусством дао в Китае называли магические действия шаманов и даосскую практику изготовления "пилюли бессмертия". Hа рубеже ХVI- ХVIIвеков ушу стало религиозной формой передачи мистического знания. Боевая и оздоровительная функции являются вторичными по отношению к мистическому стержню общения и единения с космосом, с духами.
В китайской традиции никогда не было предпочтения какой-либо из противоположностей: свет дополнялся тьмой, добро - злом, негативное - позитивным, твердое - мягким. Противоположности считались изначально присущими миру. Все стили ушу опираются на общие принципы: человек должен войти в такое тесное общение с запредельным миром, что буквально "напитывается" энергией и тайными знаниями, которые может концентрировать, а затем использовать. Эта практика лежит в основе всех мистических систем Востока: йоге, ушу, суфийских и каббалистических практиках.
Кстати, рассказы о благородстве людей, владеющих мастерством ушу, оказываются сильно преувеличенными. В ХII веке мастерами ушу были в основном, обычные разбойники. Для них считалось доблестью обмануть, убить, ограбить, изнасиловать, напиться и учинить мятеж, при котором погибнут сотни. Мастера ушу обуреваемы теми же страстями, что и остальные люди, но стараются найти им оправдание в запредельном сверхчеловеческом состоянии своего сознания. Хотя и для них существуют запреты. Они не должны нарушать интересы клана, школы ушу, тайного или официального общества, к которому принадлежат. Есть среди них и такие, кто достиг полного внешнего бесстрастия. В них не заметно заботы о пище, или о деньгах.
Они равнодушны к мирским усладам. Все эти страсти поглотила сильнейшая - гордость. Все способности служат одной цели: утверждению человека в этом мире, его практическим потребностям, т.е. тому, что ап. Иоанн Богослов называл: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (I Ин. 11, 16). Попробуйте мастеру ушу посоветовать по евангельской заповеди "любить врагов своих". В лучшем случае он воспримет это как шутку. Где нет смирения, там не может быть и подлинной любви. Hе случайно в ушу никогда не говорится о любви, но о "сексуальной практике", которая служит укреплению силы. В Россию после фактического открытия границ хлынуло много нового. И хорошего и плохого.
Hеобходимо отличать полезное от вредного. То, что традиционно присуще другим культурам, может оказаться совсем чуждым России. Как писал ап. Павел, "все мне позволительно, но не все полезно... но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. VI, 12). А ушу, как это становится ясно, стремится именно к такому обладанию человеком. Как убедительно доказывают исследования А. Маслова, В. Малявина, А. Юркевича и др., ушу в первую очередь традиционной восточной ритуально-мистической практикой, глубоко чуждой Православию. Культурный, боевой, оздоровительный аспекты ушу - лишь внешнее проявление этой религиозной основы. В этом можно было убедиться на примере того посвящения в шаолиньскую традицию российских детей, которое, как мы уже упоминали, произошло недавно в Москве. Все посвящаемые должны были приложить курительные палочки к "третьему глазу" (глазу Шивы в индийской традиции), который расположен в центре лба, потом пасть ниц и проползти к столу, на котором стояло изображение Будды, выражая покорность основателю буддизма и учителю Дэ Цяню, настоятелю Шаолиньского монастыря, который читал в это время мантры (молитвы). Затем каждый посвященный получал китайское имя и повторял обязательства нести дальше шаолиньскую традицию ушу. Это была чисто религиозная мистическая практика: человек незаметно для себя отрекался от христианской традиции и переходил во власть иных сил, которые мы не можем иначе назвать как "падшими духами" - демонами. Hе случайно родители детей, получивших посвящение, рассказывали, что все ребята вернулись домой совершенно обессиленными, как будто лишенными энергии, сразу легли в кровать и уснули.
Еще раз подчеркнем, что не все экзотическое и привлекательное полезно для русского человека. Кто-то может задать вопрос: что же, не заниматься оздоровительной гимнастикой, не развивать в детях силу и ловкость, умение защитить себя и ближних, свою Родину, наконец? Hа это можно ответить: заниматься, конечно же, не возбраняется, но с осмотрительностью, чтобы не повредить своей душе, не увлечься бездумно "восточной" или псевдорусской языческой "духовностью". Как предупреждал Спаситель: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение.