|
Хотя большинство любителей китайских боевых искусств знает довольно много про три братских искусства - тайцзицюань, багучжан и синъицюань - но очень мало кто даже слышал про синьицюань (кулак мысли и воли) семьи Дай. Большинство занимающихся синъицюань (кулак формы и воли) вероятно слышали про Дай Лунбана. Большинство из книг упоминает его - наряду с Юэ Фэем, Цзи Лунфэном, Цао Цзиу и Ли Лаонэном - как одного из величайших людей синъицюань. Дай также считается учителем Ли Лаонэна.
До сих пор много споров идет о том, у кого на самом деле учился Ли Лаонэн. Занимающиеся синъицюань из провинции Хэбэй заявляют, что Ли учился у Дай Лунбана, и эта теория является наиболее распространенной. Историки синъицюань из провинции Шаньси указывают на Дай Вэньсюня (Дай Эрлюй), сына Лунбана, в то время как данимающиеся синьицюань семьи Дай приписывают передачу искусства Го Вэйханю, племяннику жены Лунбана.
Этот стиль, иногда называемый на Западе как синъицюань Дай Лунбана, был создан семьей Дай, проживающей в уезде Ци северокитайской провинции Шаньси. Наиболее известной фигурой был Дай Лунбан, унаследовавший кулак воли (ицюань; это НЕ ТОТ стиль, что позднее был популяризован Ван Сянчжаем), передаваемый внутри семьи, и позднее изучивший синьицюань (кулак мысли и воли) у Цао Цзиу и стиль богомола у Цзинь Шикуя.
Некоторые историки боевых искусств сегодня заявляют, что Цао Цзиу не только не обучал Дай Лунбана синьицюань, но и вообще не был никак связан с синьицюань. Распространеное заблуждение в том, что Цао был учителем Дай Лунбана, происходит из другого заблуждения: что "Кулачные трактаты синьицюань" ("Люхэ цюань пу") были написаны Даем. Однако, под текстом нет имени автора, и нет никаких доказательств того, что его написал Дай.
Как письменные материалы (в основном - копии старых манускриптов по боевым искусствам), так и устная передача (в том числе и в Тайгу, центре синъицюань провинции Шаньси) упоминают Ли Чжэна как единственного, вместе с кем Дай изучал боевое искусство. Ли Чжэн был знаменитым представителем хэнаньского синьилюхэцюань, родился в Лушани провинции Хэнань, являлся учеником Чжан Чжичэна - ученика знаменитого Ма Сюэли. Сравнение синьицюань семьи Дай и хэнаньского синьилюхэцюань выявляет достаточно общих черт, чтобы доказать, что либо эти стили происходят из одного истока, либо между мастерами обоих стилей существовал обширный обмен информацией.
Говорят, что, помимо Ли, Дай также изучал стиль богомола у Цзинь Шикуя. Сегодня занимающиеся синьицюань семьи Дай возводят "10 больших форм (животных)" к Ли Чжэну, 4 дорожки Цзаши к Цзинь Шикую, в то время как "кулак пяти первостихий" (усинцюань) рассматривается как старейшая форма боевого искусства семьи Дай.
Хоть это и непроверяемо ныне, однако фактом является то, что в некоторых ветвях синьицюань семьи Дай нет традиции тратить слишком много времени на занятия Цзаши, а некоторые даже отказываются изучать "10 больших форм (животных)", сосредотачиваясь лишь на "кулаке пяти первостихий".
Есть несколько интересных история про происхождение синьицюань. Согласно одной из них, стиль Ли Чжэна происходит от легендарного патриота и героя, генерала времен династии Сун - Юэ Фэя, которому и приписывают создание синьицюань. Манускрипт Юэ Фэя был найден 500 лет спустя после его смерти Цзи Лунфэном в горах Чжуннань в провинции Шэньси. Цзи, прославившийся благодаря своему владению копьем, изменил технику боя копьем в технику рукопашного боя используя принципы из манускрипта Юэ Фэя, и позднее преподал синьилюхэцюань Ма Сюэли, мусульманину из провинции Хэнань, который был учителем учителя Ли Чжэна.
У этой истории, однако, имеется много уязвимых мест. Нет никаких свидетельств того, что Юэ Фэй создал синьицюань. Юэ умер в тридцатилетнем возрасти, и провел большую часть своей жизни на полях сражений, воюя против армий династии Цзинь, так что у него не было времени на создание столь развитого боевого искусства как синьицюань. Конечно, есть вероятность того, что Юэ Фэй выучил его у своего учителя Чжоу Туна, но в хрониках упомянуты лишь стрельба из лука и бой на копьях. Та часть истории, которая говорит о нахождении манускрипта Цзи Лунфэном и воссоздании боевого искусства на его базе с помощью знания принципов боя копьями также не имеет потверждения, нет потверждения и истории об учебе Ма Сюэли у Цзи Лунфэна. Хотя Ма Сюэли был из Лояна провинции Хэнань, занимающиеся синьилюхэцюань из этого города впервые услышали о том, что Ма, якобы, учился у Цзи, только несколько лет назад из статей Хуан Синьмина. Потомки Ма, до сих пор проживающие в Лояне, утверждают, что Ма учился у неизвестного бродячего мастера.
Однако существует и другая история об учителе Дай Лунбана, которую можно встретить в ряде книг, опубликованных в период Китайской республики (1911-1949). В этих книгах говорится, что Дай изучил ицюань (кулак воли) у Ню Сисяня из Кайфэна. Потомком Ню был Ню Гао, один из офицеров и учеников Юэ Фэя! Правда это или нет, но данная история вновь возвращает нас к имени Юэ Фэя в качестве создателя/представителя синьицюань.
Додайлунбановская история стиля не менее запутана, чем история передачи традиции от него. Как уже упоминалось, нет ясной картины того, как синьицюань развился в синъицюань: мы не знаем, кто был учителем Ли Лаонэна, и что собственно Ли изучал у своего учителя. История синъицюань после Ли Лаонэна известна очень хорошо. С технической точки зрения стили отличаются друг от друга очень сильно.
У Дай Лунбана было два сына: старший Вэньсюн (также известный как Далюй - "Большой Люй") и младший Вэньсюнь (Эрлюй - "Второй Люй"). Вэньсюн умер довольно рано, будучи пойман бандитами которые сожгли его живьем. Из-за этого трагического случая Дай Лунбан решил сохранять искусство внутри семьи и не передавать его посторонним. Вэньсюнь передал искусство своему сыну Учану и племяннику Ляндуну.
Учан передал его своему единственному сыну Дай Кую и племяннику Хунсюню. Так как у Дай Куя не было детей (несмотря на то, что он имел трех жен!) и его род пресекся, он решил обучать людей, не принадлежавших к семье. Именно так искусство синьицюань семьи Дай передавалось до наших дней.
Как уже упоминалось, синьицюань семьи Дай и синъицюань различаются очень сильно. В большинстве случаев сходство между стилями лежит лишь в названиях, в то время как движения являются полностью различными. Хоть теория стилей является одной и той же, но к синъицюань она подходит только с большой натяжкой. Как заметил Ли Вэньбинь (ученик Шан Юньсяна), старая (то есть принадлежащая к традиции синьицюань) теория не может быть применена к синъицюань. Технические характеристики стиля будут описаны в другой статье.