|
Синьилюхэцюань (литературно - "кулак мысли, воли и шести координаций") - это боевое искусство, развившееся в провинции Хэнань среди китайцев национальности хуэй (мусульман). Он считается одним из самых мощных и "боевых" стилей среди всех китайских боевых искусств, и в течении долгого времени был известен только из-за своей эффективности в бою, в то время как мало кто действительно знал практические методы этого стиля. Синьилюхэцюань наряду с чацюань и цишицюань ("кулак семи форм") рассматривался как "цзяомэньцюань" ("религиозный - т.е. исламский - кулак"), что означало защиту последователей ислама в Китае.
В течении более двух веков этот стиль сохранялся в секрете, и передавался лишь нескольким занимающимся из числа мусульман. Только в начале XX века первые ханьцы (этнические китайцы) начали изучать этот стиль, но и сегодня лучшие эксперты синьилюхэцюань живут именно в китайских общинах хуэйцев.
Так как синьицюань и синъицюань обычно делят на хэбэйскую, шаньсийскую и хэнаньскую ветви, этот стиль также называют хэнаньским синьи (cинъи). На Западе этот стиль часто называют "синъи десяти животных".
Ранняя история стиля не очень ясна.
Искусство синьилюхэцюань передавалось в секрете среди китайских мусульман, и было известно как "самый жестокий стиль китайских боевых искусств".
Согласно "Введению в кулак шести координаций" ("Люхэцюань сюй"), написанному в 1750 году, этот стиль был создан Юэ Фэем, который "ребенком учился у мастера с глубокими знаниями и приобрел хорошие навыки боя на копьях; [на этой базе] он создал метод рукопашного боя для обучения своих офицеров, и назвал его "кулак воли" ("ицюань"); [это боевое искусство] было удивительным и искусным, в отличие от всего что было раньше. После [смерти] Господина (т.е. Юэ Фэя) во время династий Цзинь, Юань и Мин это искусство редко можно было увидеть. Мастер Цзи, прозванный Цзи Цзикэ, также известный как Цзи Лунфэн, жил в конце династии Мин - начале династии Цин в Чжуфэне, что в Пудуне (ныне - деревня Цзунь в провинции Шаньси), отправился в горы Чжуннань чтобы навестить там мудрых учителей и получить тракткт по боевому искусству господина Уму (т.е. Юэ Фэя)..."
Согласно "Хроникам семьи Цзи" ("Цзи ши цзяпу"), мастерство Цзи Лунфэна в бое на копьях было экстраординарным, и он был известен как "Волшебное копье" ("шэнь цян"). Он создал метод рукопашного боя, основываясь на принципах боя с копьем, и преподавал его в провинции Хэнань.
Эти два текста говорят о создании боевого искусство на базе копья, однако один приписывает его Юэ Фэю, в то время как другой - Цзи Лунфэну.
Недавно один из китайских журналов по боевым искусствам опубликовал статью об открытии новой ветви синьицюань, не связанной ни с мусульманами, ни с семьей Дай. Этот стиль практикуется в очень маленькой общине в небольшой деревне в провинции Хэнань. Похоже, что многие факты поддерживают тезис о том, что этот стиль - "живой остаток" стиля Юэ Фэя из доцзилунфэновских времен. К примеру, одно из правил стиля не позволяет обучать ему людей по фамилии Цинь - вероятно потому, что Юэ Фэй был предан (что в итоге привело к его смерти) Цинь Хуэем, министром Сунского двора. Стиль имеет некоторое сходство с другими ветвями синьицюань, но его движения являются более простыми, а методы нэйгун (внутренние упражнения) практически отсутствуют, упор сделан на практические боевые навыки.
Первым мусульманином, изучившим это искусство и передавшим его ученикам, был Ма Сюэли (примерно 1714 - 1790) из Лояна провинции Хэнань.
Связь между Ма Сюэли и Цзи Лунфэном не совсем ясна, и даже члены семьи Ма не знают имени учителя Ма. В качестве учителя Ма Сюэли ими признается бродячий мастер с неизвестным именем, который провел несколько лет в Лоянской деревне Бэйяо. Говорят, что учитель Ма по некоторым причинам (одной из которых могла быть вовлеченонсть в антицинскую деятельность) хотел сохранить свое имя в секрете.
С другой стороны, мусульмане, занимающиеся синьилюхэцюань в Лушани и других городах провинции Хэнань по линиям, не связанными напрямую с Лоянской линии, знают про Цзи Лунфэна и считают его учителем Ма. Причиной этого, возможно, являются обмены между мастерами мусульманского синьилюхэцюань, Май Чжуанту и членами семьи Дай.
Популярная история рассказывает, что Ма Сюэли услышал про Цзи Лунфэна и отправился в его деревню в соседней провинции Шаньси чтобы изучить синьицюань. Однако так как Цзи не обучал боевым искусствам, ма пришлось прикинуться глухонемым дурачком и наняться к Цзи слугой. Таким образом Ма мог наблюдать как Цзи занимается синьицюань, и за три года Ма не только многое выучил, но и стал очень развитым. Через три года Ма решил покинуть дом Цзи и рассказал ему обо всем. Тот попросил Ма показать что он изучил, и Цзи понял, что он очень талантлив. Тронутый искренностью Ма, Цзи принял Ма в ученики и научил его всему искусству синьицюань.
Дальнейшие исследования истории и техники синьилюхэцюань приводят к выводу, что стиль является компиляцией как минимум двух стилей - старого мусульманского стиля люхэцюань ("кулак шести координаций"; название происходит от названия шестиугольной шапочки, которую носят китайские мусульмане) и синьицюань ("кулак мысли и фоли"), идущего - вероятно - от Цзи Лунфэна. Практикуемый ныне синьилюхэцюань состоит из двух основных частей - техник кулака (так называемых "10 знаменитых кулаков" - ши да мин цюань - происходящих из старого люхэцюань) и движений, имитирующих движения животных ("10 больших форм" - происходящие из синьицюань).
Ма Сюэли обучил очень немногих учеников, и нам известны лишь трое: Ма Син, Ма Саньюань и Чжан Чжичэн.
Самыми важными из известных сегодня ветвей синьилюхэцюань являются:
Лоянский стиль, основаный Ма Сином (также называемый стилем Ма);
Лушанский стиль, идущий от Чжан Чжичэна; в развитие этого стиля впоследствии внес свой вклад Май Чжуанту, и потому его часто называют стилем Мая
Ма Син был племянником Ма Сюэли; он изучил синьилюхэцюань, и позднее реорганизовал исходный комплекс из множества простых движений, который он унаследовал у Ма Сюэли, в более сложные и состоящие из меньшего количества движений дорожки. Стиль Ма Сина в тайне передавался среди родственников Ма и в мусульманской общине Лояна, и был обнаружен в конце 1980х. Он известен как "Лоянская ветвь синьилюхэцюань", и является практически неизвестным боевым искусством. Ма Син передал искусство своему сыну - Ма Мэйху; Ма Мэйху родился в 1805 году и умер в 1928, прожив 119 лет. Его ученик Лю Ваньи сначала учился у Ма Сина, а затем продолжил учебу у своего двоюродного брата Ма Мэйху.
Однажды Лю Ваньи был приглашен преподавать в Наньян, и сразу после его прибытия он был вызван на бой известным местным бойцом по имени Ли Ху. Лю предложил Ли бить первым, и Ли ударил двумя кулаками по ушам Лю. Лю заблокировал удар, а затем тут же одной рукой схватил Ли за пояс и потянул, в то же время другой рукой ударив его в голову и сломав Ли позвоночник.
Лучшим учеником Лю был Ма Мэнлэ (Ма Мэнло), который обучил много учеников в Лояне - как мусульман, так и ханьцев (этнических китайцев).
Говорят, что искусство Ма Саньюаня было очень хорошо, однако у Ма был плохой характер, и в боях он убил много людей. Позднее он сошел с ума и покончил жизнь самоубийством. Ма Саньюань создал знаменитый комплекс Сыба (четыре хватания) из 36 движений, который содержал суть как "кулачного", так и "животного" направлений. Хотя обычно считается, что Ма Саньюань не оставил ни одного ученика, на самом деле до сих пор живут люди, унаследовавшие стиль Ма Саньюаня. Они живут в отдаленных деревнях центральной части провинции Хэнань.
Наиболее преуспевающая линия хэнаньского синьилюхэцюань идет от третьего ученика Ма Сюэли - Чжан Чжичэна. Чжан был из Наньяна провиннции Хэнань, и передал искусство очень немногим ученикам; только его племянник - Ли Чжэн из уезда Лушань - был единственным кто унаследовал всю систему.
Про Ли Чжэна известно много историй. Одна из них рассказывает, как Ли эскортировал торговые караваны и использовал это время для того, чтобы отрабатывать "петушиный шаг" (цзисин бу): он догонял караван, потом некоторое время шел в противоположном направлении, а затем снова догонял караван. От такой тренировки ноги становились очень сильными, перемещения - живыми, а движения - ловкими. К старости Ли приобрел настолько отточенное мастерство, что мог оттолкнуть нападающих очень далеко, в то же время удерживая в одной руке полную чашку с водой. Ни капли воды не проливалось.
Хотя именно Ли Чжэн иногда называется в качестве человека, передавшего искусство синьилюхэцюань Дай Лунбану и его сыновьям (когда семья Дай открыла таверну в Шицзядянь провинции Хэнань), неясно, был ли это именно "этот" Ли Чжэн (ученик Чжан Чжичэна), или кто-то еще с таким же именем.
Самым известным учеником-мусульманином Ли Чжэна был Чжан Цзюй из Лушаня провинции Хэнань.
Говорят, что Чжан был собственником мусульманского ресторана в Лушани, и каждый раз, когда Ли Чжэн проходил мимо, Чжан приглашал его внутрь. Чжан встречал Ли с большим уважением, и десять лет спустя Ли пришел в его ресторан и сказал Чжану: "Я знаю очень мощной внутреннее боевое искусство, и решил передать его вам, так как вы - искренний человек высоких нравственных качеств. Вы должны усердно практиковать его, а в будущем выберете одного или двоих человек и обучите их. Если по вашему мнению достойных не окажется - оставьте его в секрете и не обучайте никого!". Позднее Чжан Цзюй овладел синьилюхэцюань на очень высоком уровне.
У Чжана было два ученика: сын Чжан Гэнь и племянник Май Чжуанту.
Чжан Гэнь изучал искусство с раннего детства, и уже в 15 лет стал признанным мастером. Его прозвали "Ввязывающийся в драки", так как он вступал в схватки со многими хорошо владеющими боевыми искусствами бандитами и убивал их либо калечил настолько, что они больше никогда не могли драться (это называлось "забрать искусство обратно", и было стандартной практикой среди занимающихся боевыми искусствами, направленной против учеников, которые не следовали правилам Удэ - "боевой добродетели" - и становились бандитами).
Рассказывают, что однажды к Чжан Цзюю пришел брат по гунфу. Он сел на деревянный стул и спросил о мастерстве с Чжан Гэнем с оттенком неуважения в голосе. Чжан Гэнь пригласил своего дядю по гунфу смотреть внимательнее, и прежде, чем его "дядя" успел среагировать, применил для удара дань ба ("одиночное хватание", один из наиболее знаменитых ударов синьилюхэцюань) из формы медведя. "Дядя" был нокаутирован, и не приходил в сознание полдня. Стул, на котором он сидел, сломался от удара Чжан Гэня.
Чжан Гэнь преподавал во многих деревнях вокруг его родного города, и часто возвращался домой ночью. Однажды по дороге в лесу он увидел силуэт человека в темноте, и решил атаковать его приемом яоцзы жу линь ("ястреб влетает в лес"). Однако то, что ему показалось человеком, на самом деле было толстой ветвью дерева, и Чжан умер, пронзенный ветвью.
Другим знаменитым учеником Чжан Цзюя был Май Чжуанту, который сегодня считается самым известным мастером Лушаньской линии.
Май Чжуанту (1829-1892) был родом из Лушани провинции Хэнань. Май торговал кожей, и часто путешествовал по Хэнани и соседним провинциям. Благодаря ему синьилюхэцюань распространился в Чжоукоу провинции Хэнань, ставший основным центром этого стиля в XX веке. Лишь недавно, после "открытия" синьилюхэцюань в провинциях Шаньси и Хэбэй, стало известно, что во время своих поездок Май посещал также Цисянь в провинции Шаньси - родной город семьи Дай - и обучал людей там. Возможно, именно щдесь Май услышал про Цзи Лунфэна как про создателя синьицюань. Существует несколько историй про то, как мастера синъицюань из Тайгу приезжали в родной город Мая - Лушань - которые выгравированы на мемориальной табличке на Мосту Черного Тигра в Лушани. С технической точки зрения передающийся от Май Чжуанту синьилюхэцюань имеет много общего с синьицюань семьи Дай.
В общих словах, Май Чжуанту сделал следующий вклад в синьилюхэцюань:
упростил комплекс Сыба из 36 движений старого стиля в комплекс из четырех дорожек, ставший одним из наиболее важных тренировочных методов Лушаньской ветви синьилюхэцюань;
за счет обмена информацией с занимающимися синьицюань семьи Дай по всей видимости ввел ряд методов из ветви семьи Дай в мусульманский стиль (хотя содержание этого обмена и его влияние как на ветвь семьи Дай, так и на мусульманскую ветвь требует дальнейшего исследования);
распространил синьилюхэцюань по провинции Хэнань, а также провинциям Шаньси и Шэньси;
Чжоукоу в Хэнани с его мусульманской общиной стал самым влиятельным центром стиля.
Мастерство Мая было легендарным. Согласно одной из историй, однажды Май Чжуанту сидел вместе со своим двоюродным братом Ли Хайсэнем, который также был экспертом синьилюхэцюань (прославленным своим дань ба), обсуждая боевые методы. Кузену надоел шум от ласточек, сидевших на дереве неподалеку, и он решил сломать дерево. Май остановил его, и поднимая бамбуковый занавес, прикрывавший вход, поймал ласточку живой с помощью другой руки. В другой раз в уезде Уян по просьбе местного имама Дин Чжаосяна Май продемонстрировал "метод прилипания к бабочке" - он накрывал летящую бабочку рукой и следовал за ней так, что бабочка не могла вылететь из-под ладони Мая. Май также прославился тем, что от его ударов противники взлетали в воздух, а он ловил их так, что они не могли после этого упасть на землю и травмироваться.
Май Чжуанту имел много учеников, самыми известными из которых были: Май Сюэли (сын), Дин Чжаосян из уезда Уян, Ань Дацин из Чанъаня (нынешний Сиань; как Дин Чжаосян так и Ань Дацин были имамами), Юань Фэнъи (Чжоукоу) и Юань Чанцин (Чжоукоу)
Ученик Ань Дацина - Бао Дин (Бао Сяньтин, 1865-1942) написал первую книгу по синьилюхэцюань, опубликованную для широкой публики в 1931 - "Трактат по синицюань". Его другая книга - "Иллюстрированное объяснение внутреннего метода в тринадцати частях" - была опубликована в 1927 году.
Юань Чанцин передал свое искусство Май Цзинькую из Чжоукоу, который позднее переехал в Ухань провинции Хубэй. Говорят, что Май много дрался чтобы выжить в Ухани (Ханькоу). Используя только свое любимое оружие - тяжелый двухсекционный цеп - Май победил многих местных бандитов, и стал главой докеров в Ханькоу.
Четырьмя самыми известными учениками Юань Фэнъи были: Шан Сюэли, Ян Дяньцин, Лу Сунгао (эти трое были известны как "Три героя Чжоукоу") и Сун Гобинь.
Шан Сюэли вначале изучал чацзыцюань (стиль, делающий упор на жесткие методы) у Юань Фэнъи, и стал его учеником. Позднее, когда Юань был побежден Май Чжуанту и стал учеником Мая, Шан Сюэли начал изучать синьилюхэцюань сразу у Май Чжуанту и Юань Фэнъи. Шан был лучшим учеником Юаня и выиграл соревнования-лэйтай (свободный поединок) в Кайфэне, где используя комбинацию "усилия спины" (бэй цзинь) и удара коленом (ти си) победил эксперта шаолиньского боевого искусства Чжан Цилиня (который скончался через несколько дней из-за внутренних повреждений).
Лу Сунгао (?-1962) был первым кто стал распространять искусство среди немусульман. Лу убил в схватке человека в своем родном Чжоукоу и был вынужден бежать. Вначале он прибыл в Ухань, где встретился с семьей Те (приемная дочь Май Чжуанту вышла замуж за Те Бина), а затем в провинцию Аньхой, где некоторое время жил вместе со своим братом по гунфу Сун Гобинем. В конце-концов Лу поселился в Шанхае, где победил много известных мастеров боевых искусств. Позднее, когда туда переехал ряд других экспертов мусульманского синьилюхэцюань, Шанхай стал новым центром искусства.