Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Атлантида - это Троя? Эберхард Цанггер признает, что для археологов Атлантида долгое время был "надуманной темой", однако его новый труд не сборник сказок. Он пытается выделить историческое ядро легенды. Коллеги называют его книгу "гениальной, волнующей и исключительно правдоподобной

Философия:Проблема прогресса в русской политической философии XIX - начала ХХ века В истории русской культуры, антиполитичной по своей сути, постоянно боролись следующие тенденции: прогресса и регресса, старины и новизны, консерватизма и либерализма, традиции и новации

Теософия и эзотерика:КРЫЛЬЯ Окрылились люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? Или помощь? А вдруг - бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение? Чего больше?

Парапсихология:Простые обряды с использованием стихий Круг - является основной формой в магии стихий. Его центр - это сочетание всех четырех древних стихий, которые образуют пятую стихию, иногда называемую **эфир**, а иногда **акаша**

Теософия и эзотерика:Признаки Кали - Юги Древнейшие на планете священные писания -- Веды -- содержат в себе не только подробные сведения о смысле жизни человека, принципах религии и законах, управляющих этой Вселенной. Наряду с этим в них входят целые разделы, посвященные медицине, диетологии, астрономии, воинскому искусству, психологии, строительству и архитектуре, геологии, музыке и практически всем остальным отраслям знания, существующим в современном обществе

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философы / Дидро Дени / 


Дидро Дени

Дени Дидро
Дидро (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор 'Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел' (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях - 'Письмо о слепых в назидание зрячим' (1749), 'Мысли об объяснении природы' (1754), 'Сон Д"Аламбера' (1769, издание 1830), 'Философские принципы материи и движения' (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман 'Жак-фаталист', 1773, издание 1796; антиклерикальный роман 'Монахиня', 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума - в романе 'Племянник Рамо', 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.

Юность. Годы учения
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д"Аркур, по другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.

Брак. Начало творческой деятельности
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского 'Историю Греции' Т. Стениана, 'Опыт о достоинстве и добродетели' Э. Э. К. Шефтсбери, 'Медицинский словарь' Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: 'Философские мысли' (1746), 'Аллеи, или прогулка скептика' (1747, опубликована), 'Нескромные сокровища' (1748), 'Письма о слепых в назидание зрячим' (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль - октябрь 1749).

Дидро и энциклопедия
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык 'Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук' англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и Д"Аламберу. Неизвестно, кому в точности - Дидро, Д"Аламберу или аббату де Гуа - принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал 'Энциклопедии' тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения. На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) 'Энциклопедии', которую ему удалось провести через все рифы.

А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д"Аламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание 'Энциклопедии' было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и Д"Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие - абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.

За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, 'Энциклопедия' признавала ,однако, необходимость социальной иерархии в обществе (статья 'Роскошь' Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.

Дидро-философ
В 1751 Дидро опубликовал 'Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит' рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В 'Мыслях об объяснении природы' (1753), созданных по образу и подобию 'Нового Органона' Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлеров, Мопертюи, Д"Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.

Дидро - литератор и художественный критик
В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы - 'Побочный сын или Испытания добродетели' (1757) и 'Отец семейства' (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой ('мещанской') драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро - повесть 'Монахиня' (1760, изд. 1796), роман-диалог 'Племянник Рамо' (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман 'Жак-фаталист и его хозяин' (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) - остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.

Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в 'Литературной корреспонденции' своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. 'Салоны' Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений .

Дидро и Россия
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание 'Энциклопедии', испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к 'Энциклопедии'. В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из 'Энциклопедии'.

Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его 'Замечаниях' на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).



Рейтинг : 9016     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь