Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Пифагор Пифагор является в интеллектуальном отношении одним из наиболее значительных людей, когда-либо живших на земле, - ив том случае, когда он был мудр, и в том случае, когда таковым не был

Теософия и эзотерика:Первое посвящение Человек должен "возвратить детство - состояние, которое он потерял", "стать маленьким ребёнком", чтобы "войти в царство"

Парапсихология:Рентгеновское зрение Сам же Андрей Ильич рассказывал всем одно и то же: сидел на утренней зорьке на берегу пруда, вдруг в глазах полыхнуло - и свет угас

Теософия и эзотерика:ВРЕМЯ ВЫБОРА Мы вовсе не собираемся морализировать и судить о том, что есть хорошо, а что плохо. Жизнь сама рассудит и отсеет шелуху, наша же задача много скромнее - если глупость очевидна, то почему бы и не рассказать об этом?

Философия:Неокантианство Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии...

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Чувственное и рациональное познание / 


Чувственное и рациональное познание

0

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие , суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым". Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума , без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.



Рейтинг : 22229     Комментарии к статье
Комментарий от afwMqQZE для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
Cool! That's a cevelr way of looking at it!
Комментарий от STVMwcSlWCzHMPKYko для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
You're the greatset! JMHO
Комментарий от pPBsklRaktKg для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
That's not just the best awnser. It's the bestest answer!
Комментарий от qIpBWhiT для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
Thank God! Someone with barnis speaks!
Комментарий от wGzVVhGppaq для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
IMHO you've got the right anwser!
Комментарий от GFjatVFxczCzQd для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
Cool! That's a clever way of lokonig at it!
Комментарий от VWgDaLIJA для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
At last! Somonee who understands! Thanks for posting!
Комментарий от kKGUXzQJemx для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
Stands back from the keyboard in amazement! Tahkns!
Комментарий от UWtgkbVLynHajFyPZH для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
IJWTS wow! Why can't I think of tnhigs like that?
Комментарий от kcadMcCeSRqcgpLr для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
What a joy to find smoneoe else who thinks this way.
Комментарий от TJLDGmxQRXGzQbTHUZ для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
What a joy to find such clear thinking. Thanks for pstoing!
Комментарий от eCHmbRXgTSthpcxOV для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-13
I'm not eslaiy impressed. . . but that's impressing me! :)
Комментарий от rmBewcVXSZvVDKiv для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-12
That's a mold-breaker. Great thkniing!
Комментарий от KfNXMRirz для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-12
In awe of that answer! Rlelay cool!
Комментарий от TdocnsYn для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-12
Good point. I hadn't tuhoght about it quite that way. :)
Комментарий от dddosrRpHyAvU для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-12
In awe of that answer! Rlelay cool!
Комментарий от RjYRBkfAahNvNSZlU для Чувственное и рациональное познание от 2011-05-12
That's way more cveler than I was expecting. Thanks!
Комментарий от Deriksims для Чувственное и рациональное познание от 2010-01-04
Да уж. По поводу коментариев - навеяла на меня где-то услышанная фраза: Это НАШИ женщины могут остановить на скаку маршрутку.
Комментарий от SvenkiM для Чувственное и рациональное познание от 2009-12-23
Да уж. Как говорится в устоявшемся выражении: Это мы всегда берём в сауну презервативы.
Комментарий от devchushka для Чувственное и рациональное познание от 2009-12-23
Да уж. Как говорится в устоявшемся выражении: Это НАШИ женщины придумали делать эпиляцию, прыгая через костер.
Комментарий от pcnzehluhh для Чувственное и рациональное познание от 2008-01-21
Hello! Good Site! Thanks you! cssahpoykxuprf
Комментарий от Bob для Чувственное и рациональное познание от 2007-11-19
40d61156 8277d53f a05 I have your site for its useful and funny content and simple design.
Комментарий от Bush для Чувственное и рациональное познание от 2007-11-19
40d61156 8277d53f a05 Wonderful pages! Keep up the grat work.
Комментарий от Леонид для Чувственное и рациональное познание от 2003-12-18
довольно точно написано.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь