Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:О сравнительной продолжительности начал, образующих человека Седмичный состав человека восполняется двумя высшими факторами, соответствующими двум высшим планам космоса, но для современного человека они также недоступны, как и эти последние

Боевые искусства:Сёрин-рю

Боевые искусства:Куксуль Согласно утверждению самого Со Инхёка, его дед - Со Мёндок - был инстуктором по боевым искусствам в королевской гвардии, и семья занималась боевыми искусствами на протяжении шестнадцати поколений. Его самого учили с пяти лет, а когда он был еще молод, и деда (участника Сопротивления) убили японцы, то дед успел передать внука своим друзьям-мастерам, так что Со Инхёк в течении многих лет странствовал по Корее, собирая по крупинкам элементы старинных техник и обучаясь у самых разных мастеров, включая основателя хапкидо Чхве Ёнсоля.

Боевые искусства:Мое и чужое В Африке человеку, которого наметили превратить в зомби, незаметно подкладывают в пищу сильный нервно- паралитический яд растительного или животного происхождения, после чего наступали все внешние признаки смерти: прекращалось дыхание, пульс, рефлексы.

Непознанное:Повреждения несовместимые с жизнью Учитывая давность лет, можно было бы усомниться в достоверности этой истории. Но медицине известны не менее поразительные случаи, имевшие место значительно позднее.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Политическая философия / Антонио Грамши: философия катарсиса / 


Антонио Грамши: философия катарсиса

0

Осваивая глубину марксового учения, Грамши адаптировал его творчески к своей революционной и теоретической деятельности, развивал адекватно своему времени и дару философские взгляды, убедительно подтверждая всемирно-историческую правоту и состоятельность философской концепции Маркса, наметил ряд проблем, перспектив развития. Тем, кто был знаком и согласен с такими идеями, ещё в брежневскую эпоху стало ясно, что под руководством КПСС коммунистом член этой партии является в порядке исключения, а весь научный коммунизм даже многие его большие формальные идеологи проходили и знали по портретам в кабинетах начальников. Об этом вопросе наша точка зрения изложена в совместной с А. Моревой работе 'Что за горизонтом?'.
Такое строительство коммунизма было обречено к позорному фиаско, но тем не менее коммунизм как таковой - оптимальное совместное управление вверенного человечеству универсумом имущества новым, разумным и свободным, человечеством - это действительно энергетический духовный источник веры и надежды на перспективное, далекое будущее. К сожалению, руководство КПСС не прислушивалось к голосам дружественных партий, и не только партий, и в этом смысле задуманная перестройка была действительно необходима, но опять же - даже теоретически она должна была проходить совсем другим путем. Кому-то из спецкабинетов показалось, что человек у нас уже новый, умный, пора давать ему полную свободу, а он взял волю, и наступила угроза полного беспредела. Однако это совсем другая тема. Вернемся к Грамши.

Вопросы, поднятые в трудах Грамши, разнообразны, но отличительной чертой его подхода является олимпийская объективность, глубина, масштабность мысли, виртуозное владение диалектикой, скрупулёзность в изучении и интерпретации фактов, дух историзма, пронизывающий материал на любом уровне. Он умел держать в уме и глобальный, и конкретно-человеческий аспекты рассматриваемой проблемы одновременно и в комплексе. Нет в его трудах (которые, разумеется, не просты) схоластического теоретизирования; всё, что им написано, написано для цела, сущность которого - освобождение человека для коммунистического (универсального и разумного) созидания. Хочу подчеркнуть, что особый и благожелательный интерес к философскому наследию Грамши проявили иезуиты, представители которых написали о Грамши и его учении ряд великолепных книг (естественно, на русском языке их нет, а те, что были, хотя бы на иностранных языках, находились в спецхране).

Современная отечественная и мировая действительность подтвердили актуальность целого комплекса проблем, затронутых Грамши в его теоретическом наследии. Но методологической основой мудрости Грамши была система его философских взглядов, в основе которой - подлинно философские идеи самого Маркса, что не всегда соответствует расхожим представлениям о 'марксистско-ленинском учении". Одна из записей, сделанных Грамши в тюрьме, начинается так: 'Che cosa ch'e l'uomo?' (Что такое человек?). И сам Грамши отвечает: 'Это первый и основной вопрос в философии". Эта необычная для 'ортодоксального' марксизма-ленинизма формулировка не случайна, и не фигуральна, это - результат серьезных раздумий и исследований, медитаций Грамши над сущностью марксового учения, которое итальянский мыслитель тщательно изучал, а некоторые работы, как, например, 'К критике политической экономии. Предисловие' сам перевал на итальянский язык, ибо, видимо, уже тогда заметил крен в ее истолковании в духе экономического де терминизма и хотел бы акцентировать ее другие, субъективно-волюнтарного начала, аспекты. Философию Маркса Грамши назвал философией практики. Вклад в развитие этой философии, сделанный Грамши, я бы на звал, используя слово 'катарсис', термин, используемый Грамши, философией катарсиса, философией очищения, облагораживания человека в ходе его собственного исторического становления.

Решения Грамши проблемы человека принципиально противостоят концепциям абстрактного гуманизма (ярким воплощением которого на политической арене была, на наш взгляд, может быть названа концепция перестройки М.С. Горбачева), так как важнейшим для Грамши здесь был вопрос не о человеческом факторе вообще, а конкретные цели: это стратегическая вооруженность деятельности революционной партии - 'коллективного интеллигента', 'коллективного', не побоюсь этого слова, 'разума', то есть теоретического авангарда, социально-природного интеллекта субъекта истории - народа, это философско-мировоззренческая вооруженность исторических масс. И он этот вопрос решает именно в философском аспекте - создает концепцию человека, яркую, свежую, действительно привлекательную для всех этносов, наций и классов, но с учетом и конкретных условий и времени, и места. Как мы уже отметили, одним из исконных философских понятий, к которым обратился Грамши в ходе своих философских размышлений.

Является понятие 'катарсис' (древнегреческ.: очищение), чаще всего используемое в эстетических теориях. Грамши придал термину катарсис гораздо более широкий смысл. Катарсис - это революционный исторический процесс формирования нового человека, переход 'от чисто экономического (или чувственно-эгоистического) момента к моменту этико-политическому, то есть к высшему преобразованию базиса в надстройку в сознании людей' (Грамши). В религиозных доктринах этот процесс часто называется преображением, и смыслы, вкладываемые сюда, скажем, и христианами, и коммунистами, мало чем отличаются, а партийные номенклатуры и церковные иерархии все равно враждуют. Видимо, дело заключается не только в абстрактно верной теории, а в чем-то человеческом, слишком человеческом. Новый человек начинается в процессе критического самопознания, 'с того, что он осознает, кем является в действительности, то есть с некоего познай-самого-себя как продукта всего предшествующего исторического процесса, оставившего в тебе самом свои бесчисленные следы', с тем, чтобы 'выбрать в результате напряженной работы мозга собственную сферу деятельности, активно участвовать в свершении мировой истории, быть руководителем самого себя, а не ждать пассивно и покорно, пока окружающий мир сформирует твою личность' (он же).

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 9847     Комментарии к статье
Комментарий от hGeIwVAMVLLugtNm для Антонио Грамши: философия катарсиса от 2008-03-19
Nice site!
Комментарий от Saidich для Антонио Грамши: философия катарсиса от 2007-11-19
e88c28f5 64d0af32 c15 I like it and the background and colors make it easy to read
Комментарий от Bob для Антонио Грамши: философия катарсиса от 2007-11-19
e88c28f5 64d0af32 c15 I you all love!
Комментарий от Dorise для Антонио Грамши: философия катарсиса от 2007-11-19
e88c28f5 64d0af32 c15 Good site! The fresh actual information.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь