Парапсихология:Человек с душой дракона
Во время этого разговора Конфуций, как говорят, оробел и не мог произнести ни слова. Он был потрясен и инстинктивно почувствовал величие этого человека, хотя аскетические идеи Лао-цзы были ему чужды
Боевые искусства:Две этики
Традиционное общество дифференцирует этику в зависимости от типа. Для жреческой касты рекомендуются воздержание, аскетизм, полная отвлеченность от мирских дел - как в их созидательной, так и в их разрушительной ипостаси. Убить человека, погрузиться в социально-политические процессы, пожелать женщину для жреца - ужасный грех и нравственное падение.
Евреям для счастья и полнокровного настоящего бытия всегда было нужно - и теперь нужно, безусловно, многое. Община, порядок в голове и на улице, уют, кошерный дом, образование, знатоки закона и традиции, всего не перечислишь - одного им (к удивлению окружающих народов) не нужно, по крайней мере - в привычном понимании хода вещей и хода человеческих рассуждений о вещах.
Евреям не нужна философия, если она ищет ответов на вечные (и беспредметные, на самом деле!) вопросы из разряда "кто мы, откуда, куда мы идем...". Не нужна, вернее бесполезна - поскольку тому, КТО МЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕМ, КАК ЖИТЬ, ЧТО ЛЮБИТЬ И ЧЕГО НЕ ПРИНИМАТЬ, еврейских мальчиков и так традиционно учат в Хейдере, лет с пяти, даже раньше. А к тому возрасту, когда обычно в школьных программах разных стран появляется предмет вроде "введения в философию" или "основ философии" еврейский юноша, получивший нормальное еврейское воспитание, уже знает точно и подробно все то, о чем там только будут спрашивать, чтобы начать учиться "философии"...
Народу у которого есть Тора, Платоны и Аристотели вместо нее не нужны. Хотя мыслители не меньшего масштаба с давних пор среди евреев известны и тому доказательство древняя и богатейшая талмудическая традиция еврейской мысли.
Еврейская философия берет начало в Торе - Торой же и замыкается круг всех воззрений и дискуссий, которые могут уместиться в рамки этого предмета, этой системы мыслительных "дорожных знаков". Философии в общепринятом смысле слова у евреев, собственно говоря, нет.
По-гречески "ФИЛОСОФИЯ" значит "любовь к мудрости". Мудрость как сочетание высшего знания и доброты - как отдельная категория в сознании еврейского народа появилась настолько давно, что даже не проследить. Уже не говоря о том, что это одно из б-жественных качеств, помогающих нам познать Вс-вышнего через Его слово в Торе и Его дела в этом мире.
Как важная духовная ценность у евреев мудрость тоже всегда была в чести. Так что еврейская любовь к мудрости - а мудрость на иврите ХОХМА, мудрец же ХАХАМ - это просто особое направление мозгов и чувств, не всегда совпадающее с тем, что философией называют греки, англичане, немцы и профессора престижных американских университетов, преподающие все эти нееврейские науки как факты биографии и развития разных течений мысли.
Никто до евреев не произносил вслух идею о Едином и Всемогущем Творце Вселенной, как о центре, к которому сходятся все нити мироздания - но это только одна из еврейских идей, которые потом кочуют из одной "философской школы" или "системы" в другую, иногда в измененном до полной неузнаваемости виде...
Говоря о еврейской философии и о том, что с ней спорит, противоречит ей - и иногда мешает нам понять еврейство таким, какое оно есть, мы осознаем что еврейство можно понять через философию...
...
Еврейская философия в ее современном, классическом виде зародилась в Александрии приблизительно в II веке н.э. в результате тесных связей с соседями - греками...
...
Еврейская философская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филона угасла, во всяком случае - для евреев. Только с Х века н.э., когда мусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философия получила последовательное развитие и стала ведущим началом в формировании еврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, но первым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют "отцом еврейской философии".
...
После Саадьи еврейская философия развивалась в основном в Испании, где сложилась на тот момент крайне благоприятная интеллектуальная атмосфера. Первым выдающимся философом среди испанских евреев был Шломо Ибн-Гвироль. Ибн-Гвироль написал одну из самых проникновенных книг в сокровищнице еврейской мысли эпохи Средневековья - Мекор Хаим (Источник Жизни).
...
Младшим современником Ибн-Гвироля был Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы - автор одной из наиболее популярных и очень любимых книг еврейской средневековой литературы (XI в). Написанная на арабском языке и переведенная на иврит, под названием "Ховот hа-левавот" (Обязанности сердца), эта книга - первое систематическое изложение еврейской этики....
Новый шаг в еврейском философском мышлении был сделан поэтом и философом Иехудой ха-Леви из Толедо (ок. 1085-1140 гг.). Если предшествующие философы стремились защитить иудаизм или религию в целом от нападок рационалистической философии, то Иехуда ха-Леви хотел показать преимущества еврейской традиции над христианством и мусульманством. ...
Развитие естественнонаучных знаний среди арабов в XI веке привело к постепенному отходу от неоплатонизма с его спиритуализмом и обращению к натуралистическим воззрениям Аристотеля.Эту задачу взял на себя Авраам Ибн-Дауд (или - по-еврейски было бы бен-Давид) из Толедо (ок. 1180), автор Книги Эмуна рама (Возвышенная вера), которая представляет собой первую попытку еврейской мысли изложить традицию с точки зрения учения Аристотеля.
...
Моше бен Маймон (Рамбам), самый глубокий мыслитель и интеллектуал своего времени, - вершина золотого века испанского еврейства. Его знаменитый труд "Море Невухим" ("Путеводитель для заблудших"), который заложил основу всей еврейской философии, и даже для тех, кто не был во всем согласен с автором, явился образцом веры, проникнутой разумом. ...
обстановке Хисдай Крескас из Барселоны (1340-1410)решился выступить против Аристотеля, влияние которого грозило стереть многие отличительные черты еврейского вероучения. Крескас написал для этого книгу 'Свет Превечного", в которой он ополчился на Аристотеля и, как следствие, выступил против философии Маймонида....
Ученика Крескаса- Йосефа Альбо(1380-1444)из Дароки (Испания). Целью Йосефа Альбо было разъяснить еврейскую точку зрения и еврейские ценности, а равно и вдохновить еврейский народ перед лицом христианской церкви, которая стремилась обратить испанских евреев в христианскую веру всеми способами - от убеждения до насилия. ...