Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:"Жизнь, полная чудес" Джилл Эдвардз (фрагмент) Джилл Эдвардз - ведущий Британский автор в области эзотерики, а также литературы жанра "Разум, Тело, Дух". У нее много последователей во всем мире.

Боевые искусства:Использование стекла в драках Кроме печально знаменитой "розочки" (бутылка с отбитым донышком, используемая как холодное оружие), часто применяют осколки оконного стекла или разбитой витрины в качестве метательных снарядов, подобных сюрикенам ниндзя.

Непознанное:За счет чего все-таки светит Солнце? Для человечества Солнце было, есть и всегда будет звездой "дорогой, любимой, единственной". Но с формальной точки зрения оно является звездой довольно заурядной

Непознанное:Спасателям помогают роботы Роботы - размером не больше коробки из-под ботинок - могут пролезать между обломками башен и помогать спасателям вытаскивать тела погибших на поверхность.

Боевые искусства:Джефф Имада (Jeffrey Imada) Джеффри Имада родился 17 июня 1955 года в Инглвуде, Калифорнии. Джефф является экспертом в филипинских боевых искусствах и владению оружием, начал заниматься ими в 15 лет. Кроме этого он владеет: Джиткундо, танцами, верховой ездой, вождением, падениями, Тейквондо, Карате, Кендо, Боксом и фехтованием. У него есть множество других хобби: горные лыжи, гимнастики и другие.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия и наука / Эрнст Мах и махизм / 


Эрнст Мах и махизм

Мах Эрнст


Мах Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист. Окончил Венский университет. Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с 1864), профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (с 1867). Профессор философии Венского университета (1895-1901).

Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной. Был противником атомной теории.

Философские работы Маха получили широкую известность в конце 19 - начале 20 веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.

Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки. "...Принцип экономии мышления, если его действительно положить "в основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма. "Экономнее" всего "мыслить", что существую только я и мои ощущения...". Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху, необходимость "приспособления" организма к фактам. Тоже содержание Авенариус выражает в "...принципе наименьшей траты сил". Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Мах отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств. Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). Ленин вскрыл субъективно-идеалистический смысл теории "элементов" Маха. Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). Критика Махом и Авенариусом субстанционалистского понятия о "Я", душе, повлияла на критику американским философом У. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование философских основ бихевиоризма.

В. И. Ленин подверг резкой критике Маха, его претензии на роль "философии современного естествознания" и попытку занять "надпартийную" позицию в философии по отношению к материализму и идеализму.








Рейтинг : 8899     Комментарии к статье
Комментарий от Андрей для Эрнст Мах и махизм от 2004-10-13
Автором следовало бы почитать не только Ленина, но и самого Маха. Э.Мах. Познание и заблуждение.М.,2003
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь