Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Вивекананда Свами Индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Последователь Рамакришны.

Боевые искусства:Дзёдо Создателем школы "Синдо Мусо-рю Дзёдо" был Мусо Гонносукэ. Гонносуке изучал технику школ боевых искусств и участвовал во множестве различных поединков по всей Японии. Согласно легенде, вооруженный "бо" он проиграл в поединке Миямото Мусаси - знаменитому мастеру меча и автору известной и читаемой до сих пор книге "Пять Колец"

Боевые искусства:Общие сведения Попривыкнув к словесному сквозняку вокруг идеи единоборчества, определимся в одном организующем начале этого явления. Будем исходить из того, что мир поделен между ортодоксальностью и свободомыслием, закономерностью и случайностью, теорией и практикой, то есть консерватизмом и либерализмом бытия.

Парапсихология: Заговорить больные почки

Теософия и эзотерика:Правильное задавание вопросов Не задавайте также философских вопросов. Они только кажутся вопросами, на самом же деле таковыми не являются. Вот почему на них нет ответов. На настоящий вопрос всегда можно дать ответ, но если вопрос ложен, просто лингвистическая путаница

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Эмпирическое и теоретическое. / 


Эмпирическое и теоретическое.

Древо познания

Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Теоретическое же познание - сущностное познание, отвечающее на вопрос "почему", на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.

Как эмпирическая, так и теоретическая формы познания тесно связаны с таким гносеологическим явлением, как факт. В методологии науки факт понимается как особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание. А в разговорной речи факт - это синоним события, результата и истины. И наша разговорная речь часто очень неплохо фиксирует диалектичность бытия и его познания. В самом деле, быть просто событием далеко не то же самое, что быть истиной. И тем не менее, факт - и то и другое. Тысячи лет человек знал, что сухое дерево способно гореть. Но факт горения оставался всего лишь событием (и результатом) загорания до тех пор, пока люди не открыли кислород и не поняли, что горение есть процесс окисления, сопровождающийся выделением тепла.

Поэтому правы и те, кто утверждает, что факт - основа теории, и тот, кто полагает, что по настоящему факт можно увидеть только через призму, через "очки" определенной теории.

Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.

Идея как форма познания прежде всего есть единство объективного и субъективного. Объективная реальность не просто отражается в идее, но и как бы мысленно достраивается в ней, а именно: сущее достраивается до должного. "Идея - это есть "придуманный", "увиденный" (т. е. найденный пока лишь в сознании), возможный выход за пределы сложившейся противоречивой ситуации - за рамки существующего положения вещей и выражающих его понятий" .

Ярко "увиденный" с помощью интуиции выход, как мы уже говорили, это до поры до времени - только "возможный выход". Поэтому идеи бывают разные - абстрактные, конкретные, истинные, ложные. Возможный выход из противоречивой ситуации становится действительным только после проверки на практике. Так что и в исходном пункте, и в конце своего формирования идея действительно есть единство субъективного и объективного. А по отношению к теории она - ее зародыш и своеобразный мостик между эмпирическим и теоретическим. Идея выражает творческий, преобразующий характер человеческого мышления. Выражая потребности и интересы людей, она выступает программой и методом их теоретической и практической деятельности.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 13247     Комментарии к статье
Комментарий от uyqyaiqhba для Эмпирическое и теоретическое. от 2008-01-19
Hello! Good Site! Thanks you! mpvlljcqyorz
Комментарий от Senole для Эмпирическое и теоретическое. от 2007-11-19
511492ed 6947dfdf 14a Found your site in google, and it has a lot of usefull information. Thanx.
Комментарий от Sveta для Эмпирическое и теоретическое. от 2007-11-19
511492ed 6947dfdf 14a Your work is marvelous!!
Комментарий от Senole для Эмпирическое и теоретическое. от 2007-11-19
511492ed 6947dfdf 14a Your work is marvelous!!
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь