Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Вспышка затмила даже Cолнце Многочисленные экспедиции, изучавшие обширную область радиального вывала леса на Подкаменной Тунгуске, не обнаружили ни ударных кратеров, ни метеоритного вещества. Поэтому принято считать, что до поверхности нашей планеты кометное вещество не долетело, оно все испарилось в огне высокотемпературного взрыва. Однако верна ли эта гипотеза?

Философия:Космология Аристотеля Учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира - космологии

Теософия и эзотерика:Глоссарий АБСОЛЮТНОСТЬ. Когда служит предикатом УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРИНЦИПА, слово это (как существительное) обозначает абстракцию

Боевые искусства:Стадии обучения боевому искусству Кто приходит в спортзалы? Естественно, люди. Разные, разнообразные: хорошие и плохие, доброжелательные и замкнутые, со своими проблемами, желаниями, стремлениями. Даже женщины иногда приходят. Женщина - она тоже человек, ей тоже хочется своему ближнему по физиономии дать, да не просто, а профессионально. Но эта градация действует лишь до дверей зала.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Философия разных стран / Философия Нидерландов / 


Философия Нидерландов

Нидерланды


До конца 16 - начала 17 вв.- времени выделения собственно Нидерландов в самостоятельное государство голландская философия, как и вся наука и культура Нидерланды, была составной частью общенидерландской. В числе видных представителей этой общенидерландской философии были в 14-15 вв. Гертде Гроте, Фома Кемпийский, выступавшие против схоластицизма с позиций пантеистической мистики. Острую критику схоластики дал Р. Агрикола, сыгравший видную роль в развитии гуманистических умонастроений. Крупнейший представитель гуманизма эпохи Возрождения - Эразм Роттердамский, синтезировавший достижения античной науки и искусства с христианской этикой. Последователи Эразма пытались объединить его учение с элементами стоицизма (Юстус Липсиус) и эпикуреизма (Путеанус). После образования независимых Нидерланды впервые появляется философское сочинение на голландском языке - "Этика" Д. Корнхерта (1586), проповедовавшего веротерпимость и учение о свободе воли человека.

Оживление голландской философии в 17 в. было связано с политическим и экономическим подъемом в Нидерландах после Нидерландской буржуазной революции 16 в., а также с тем, что свобода вероисповедания привлекала в Нидерланды из др. европейских стран многих мыслителей, преследовавшихся там по политическим и религиозным мотивам (У. Акоста, П. Бейль, Дж. Локк, Р. Декарт). Учение Декарта - картезианство получило значительное распространение в Нидерланды (Х. Гюйгенс, Х. Де Руа); А. Гейлинкс, родоначальник окказионализма, истолковал его в духе позднейшей лейбницевской концепции "предустановленной гармонии". Деятельность другога ученика Декарта, Б. Беккера, была посвящена борьбе с суевериями и эмансипации философии от теологии. Материалистическая и рационалистическая система Б. Спинозы (17 в.) оказала огромное влияние на развитие европейской мысли. И. Альтузий был в числе первых, выдвинувших концепцию естественного права, разрабатывавшуюся Гуго Гроцием, одним из основателей науки о международном праве. Видными представителями Просвещения в Нидерландах были в 18 в. Й. Люлофс и Ф. Хемстерхейс, создавший концепцию непосредственного знания и оригинальную систему этических взглядов, которые оказали влияние на нем. романтизм. Первыми голландскими кантианцами были П. ван Хемеарт, И. Кинкер, И. Баккер, Л. Шредер. Рост интереса к античной философии в конце 18 - начале 19 вв. отразился в историко-философских и логических работах Д. Вейттенбаха и Ф. ван Хесдс, утверждавшего основным философским принципом "здравый смысл" ("Сократическая школа", 1834-39).

В середине 19 в. в философии Нидерландов возобладал позитивизм с естественно-научным уклоном (К. Опзомер и его школа). В это же время получает распространение гегельянство (П. ван Герт, Й. Корф). В трудах историков философии И. ван Влотена, Я. Ланда и К. Мейнсма, а также И. Биренса де Хана и др. была предпринята попытка возродить спинозизм и соединить его с дарвинизмом (А. Пирсон) или же, позднее, интерпретировать его в рационалистическом (В. ван дер Так) или мистико-идеалистическом (И. Карп) духе. Важное место в философии Нидерландов конца 19 - начала 20 вв. занимает эмпирико-психологическая школа Г. Хейманса, основавшего в 1893 при Гронингенском университете первую в Нидерланды лабораторию экспериментальной психологии и оказавшего своими работами влияние на научную мысль также и за пределами Н, (в Германии, Франции). Труды учеников Хейманса (Л. Полак, Х. Брюгманс, И. Аортман) во многом определили характер голландской философии 20 в. Многие позитивисты (например, ван дер Вик) эволюционировали к неокантианству, первоначально к учению баденской, затем марбургской школы, идеи которой стали господствующими в Нидерландах в 1900-1910-х гг. Ее сторонниками были П. ван дер Гюлден, Соппер, а также Б. Овинк и его ученики, которые в 1923 основали общество критической философии - крупнейшее философское общество в Нидерландах Виднейшим представителем неогегельянства в Нидерланды был Г. Болланд; его ученики (Я. Хессинг, Х. тен Брюггенкате, П. ван Схалфгарде и др.) основали в 1922 гегельянское Болландовское общество. Спинозисты создали в 1928 свое философское общество - "Спинозовский дом".

В 1920-30-х гг. многие сторонники марбургской школы перешли к феноменологии (Х. Пос), диалектической теологии К. Барта (Й. Франкен), к онтологии Нидерланды Гартмана (Р. Кортмюлдер, А. Хартог). Развиваются неотомизм (Й. де Грот, И. Бейсенс, А. Доткорте и П. Хунен) и религиозная философия кальвинизма (Г. Дойеверде). Для послевоенной философии Нидерланды характерно известное усиление влияния экзистенциализма (В. Лендерц, Р. Берлинг; в психологии и психиатрии - Ф. Бейтендейк, А. Янсе де Йонге, Д. ван Леннеп, И. Линсхотен, Х. Вейнгарден). Виднейшие представители протестантской версии персонализма - Ф. Констамм, Д. М. Воленховен; католического неотомизма - Л. де Реймекер. Крупнейшим историком философии и культуры был Й. Хейзинга, проводивший идеи об исторической посреднической роли Нидерланды (в составе Бургундского государства) между Центральной и Западной Европой, между германской и романской культурой. Ряд монографий по истории голландской философии принадлежит Ф. Сассену.



Рейтинг : 6593     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь