Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем
опытной науки Нового времени. Он был первым философом,
поставившем перед собой задачу создать научный метод. В
его философии впервые сформулированы главные принципы,
характеризующие философию Нового времени.
Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей
своей жизни занимался общественной и политической
деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд-
канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество
выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при
ведении судебных дел. Он был приговорен к крупному
штрафу (40 000 ф.ст.), лишен парламентских полномочий,
уволен из суда. Умер в 1626 г., простудившись, когда
набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод
обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым
продемонстрировать силу разрабатываемого им
экспериментального научного метода.
С самого начала своей философской творческой
деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то
время схоластической философии и выдвинул доктрину
"естественной" философии, основывающейся на опытном
познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе
достижений натурфилософии Возрождения и включали в
себя натуралистическое миросозерцание с основами
аналитического подхода к исследуемым явлениям и
эмпиризма. Он предложил обширную программу
перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой
критике схоластические концепции предшествующей и
современной ему философии.
Бэкон стремился привести "границы умственного
мира" в соответствии со всеми теми громадными
достижениями, которые происходили в современном Бэкону
обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие
получили опытные науки. Бэкон выразил решение
поставленной задачи в виде попытки "великого
восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О
достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем
произведении), "Новом Органоне" (его главном
произведении) и других работах по "естественной истории",
отдельных явлениях и процессах природы.
Понимание науки у Бэкона включало прежде всего
новую классификацию наук, в основу которой он положил
такие способности человеческой души, как память,
воображение (фантазия), разум. Соответственно этому
главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия,
философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно
Бэкону, - господство над природой и усовершенствование
человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона"
(своего рода исследовательского центра. Академии, идея
которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе
"Новая Атлантида"), "цель общества -познание причин и
скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над
природой, покуда все не станет для него возможным"