"Знакомый незнакомец" - так можно назвать вещество, которое вырабатывают ленточные черви, и которое ученые намерены использовать для повышения эффективности некоторых лекарственных препаратов.
|
Для ленточного червя Hymenolepis diminuta лучшим местом обитания является кишечник крысы. Одиночный паразит длиной почти в 30,5 см может жить в нем в течение многих лет, поэтому совсем неудивительно, что ленточные черви выработали средства для комфортного проживания в пределах очень негостеприимно сокращающегося кишечника млекопитающих.
Много сил и времени было отдано на изучение того, как паразиты типа H. diminuta приспосабливаются к жизни в кишечном трактате млекопитающих. Оказалось, что червь в периоды приема пищи животным целенаправленно мигрирует к месту выхода пищи из желудка и возвращается обратно по окончании переваривания. Особую опасность для паразита, казалось бы, должна представлять повышенная подвижность кишечника в виде ритмичных сокращений, развивающаяся в промежутках между приемами пищи, однако приблизительно 10 лет назад ученые обнаружили, что червь способен принимать контрмеры, каким-то образом замедляя эту волну кишечной активности.
И вот недавно ученые из University of Wisconsin-Madison (США) нашли, что свойством вызывать такой эффект обладают секреты паразита, а главным действующим веществом в них, на удивление ученым, оказался циклический гуанозинмонофосфат, или цГМФ, известный своей способностью играть важную роль в регуляции различных процессов у млекопитающих, в том числе и в регуляции деятельности пищеварительной системы. Это вещество обычно работает внутри клеток, где участвует в передаче сигналов от внутренней части мембраны клетки к другим ее частям. Исследование ученых из Висконсина свидетельствует, что цГМФ может служить в качестве сигнальной молекулы и во внеклеточном пространстве. В настоящее время усилия направлены на идентификацию рецептора цГМФ, то есть участка связывания этой молекулы, который, предположительно, находится на поверхности кишечных клеток.
|
Предполагается также, что млекопитающие и сами могут использовать цГМФ для регуляции естественных сокращений мышц в пределах желудочно-кишечного трактата, а паразит оказался просто достаточно "хитрым", чтобы использовать эту регуляторную систему в целях собственного выживания. Подобно паразиту, ученые надеются использовать цГМФ в своих интересах, а именно для увеличения времени нахождения в кишечнике лекарственных средств с целью лучшего их всасывания путем включения цГМФ в их состав. В ходе исследований уже обнаружено, что специальные индикаторные молекулы (доступные для слежения) более медленно продвигаются через кишечник грызунов в том случае, когда он заражен паразитами. Сейчас проводится проверка, двигаются ли лекарства, в состав которых входит цГМФ, также более медленно, и способствует ли это увеличению количества поглощенного лекарственного средства.
Кроме всего прочего, ученые обращают внимание на интересный экологический аспект своей работы. По их данным, для некоторых лекарственных веществ, поступающих через желудочно-кишечный тракт, только 1% препарата попадает в кровь. Остальное выводится из организма и попадает в окружающую среду. Такое положение дел характерно как для человека, так и для животных. Экологи только-только начинают исследовать роль таких отходов в загрязнении воды и почвы. Очевидно, что в случае успеха с использованием цГМФ существует реальная возможность как снизить дозу препарата, необходимого для воздействия на организм, так и минимизировать экологическое загрязнение окружающей среды.