|
Восемь часов утра. Уже два часа непрерывно льет дождь, даже несмотря на сухой сезон. который ничего не значит в этих вечно дождливых местах. Льет и льет. Крупные капли дождя, резонируя, падают на тяжелую пальмовую крышу, прикрывающую зыбкое бамбуковое жилище на сваях, спасающих его обитателей от змей, других ползающих тварей и грызунов. Густой туман, скрывающий верхушки деревьев, придает пейзажу призрачный вид. Бьет озноб, хотя и лето. Крик птиц раздирает воздух.
Кадове насторожился: приближалось какое-то крупное животное. Взмах руки этого мужчины, словно отмахивающегося от какого-то наваждения, и животное проходит под хижиной. Его в вечернем меню племени не будет: варани в дождь не охотятся. Кадове продолжил свое занятие. Он внимательно разглядывает свои стрелы, одну за другой. Здесь же его сын, наблюдающий за отцом. Кадове сидит на корточках, держа в руках кусок бамбука, в котором приготавливается кураре - яд растительного происхождения.
Кураре считается очень сильным ядом нервно-паралитического действия. Его изготавливают только здесь, в Южной Америке. Варани умеют его делать по-разному в зависимости от поставленной цели: можно им усыпить, можно парализовать, можно убить. У охотников расчет количества яда зависит от размера и веса дичи. Когда стрела готова, ее погружают в раствор кураре. После высыхания стрела чернеет и, готовая к смертельному бою, приобретает зернистый вид!
Поодаль женщина "колдует" над огнем. Она начинает слегка покашливать от едкого дыма, идущего от мокрого дерева. Эта хижина и еще три, расположившиеся неподалеку и представляющие собой большие убежища из веток и, пальмовых листьев, кажутся неестественными в этом враждебном и глухом сине-зеленом лесном океане. Шуршание листвы создает дополнительные волны беспокойства.
В этом районе нет поселений, которые можно было бы назвать деревнями. Просто несколько хижин, где живут около ста настоящих варани, никогда не носящих одежды, даже набедренных повязок. Кое у кого можно увидеть на бедрах нитевидный поясок. И все. Есть еще и "ненастоящие" варани, живущие севернее, на берегах рек. "Ненастоящие", потому что это метисы. Их насчитывается около пятисот человек.
Настоящие варани, которых еще называют непримиримы-ми, обитают только в глубине леса. Они практически не идут на контакт с белым человеком и безжалостно атакуют каждого чужака. Их называют также красноногими: ноги покрываются глиной и соком ягод. Однако и те, и другие - варани, общающиеся друг с другом.
Дождь застучал по крыше еще сильнее. Под потолком хижины висят три сарбакана - духовых ружья. Они имеют длину около трех метров и так хорошо отделаны, что кажутся изготовлен-ными не вручную, а на фабричном специализированном современном оборудовании. Сарбаканы варани делают или из твердого дерева, называемого шонта, или из твердой пальмовой ветки. Варани считаются среди местных племен прекрасными оружейными мастерами. Можно подумать, что они владеют этим искусством интуитивно, но на самом деле их навыки - результат продолжительных опытов. Сам сарбакан состоит из двух длинных трубок, вдоль каждой идет бороздка по всей длине. Трубки так точно подгоняются друг к другу, что можно только удивляться! Затем их скрепляют, перевязывая тонкими лианами. Но еще большее восхищение вызывает отполированный 'ствол' этого ружья, который и обеспечивает точность стрельбы. Варани очень любят, когда восхищаются их сарбаканами. Обычно Кадове охотится один или с сыном, чтобы обучить его всем хитростям этого дела. Но бывает, что из-за голода или болезней варани объединяются для охоты. В таких критических для племени случаях впереди группы охотников племени варани идут старики - те, кто лучше знает места обитания животных и тайны леса. В такие дни все надеются на Ваенгонги - бога племени, отгоняющего злых духов от охотников. Каждый варани - охотник, идя на промысел, берет с собой сарбакан, колчан со стрелами и маленькую фляжку с ядом, которую подвешивает к набедренному "шнурку". И все. Варани очень редко промахиваются. Им не составляет труда сбить, к примеру, птицу на лету или с первого раза поразить из сарбакана змею.
Происхождение этого племени неизвестно до сих пор. Некоторые этнологи полагают, что арани происходят от индейцев, живших на севере и затем изгнанных конкистадорами в XVI веке. Более современная гипотеза индейцы сами пришли в эти дождливые леса в более раннем периоде, может быть, в X веке. У них всегда была тенденция к оседлому образу жизни. Когда мужчины на охоте, женщины племени занимаются огородами. Есть у варани и домашние животные и птицы, например, попугаи, которые, как часовые, охраняют своих хозяев: при появлении змеи попугаи начинают предупреждать своим криком об опасности.
Прошло несколько дней, но дождь no-прежнему накрапывал, хотя ливня уже не было. "Шеф" клана по имени Кемпеде сидел в хижине прямо на полу. Дети шлепали по грязи рядом с хижиной, забавляясь с совсем еще маленьким ребенком. Затем Кемпеде лег в гамак, сделанный из высушенных и обработанных лиан. Кстати, варани умеют так обрабатывать лианы для своих нужд, что потом они не боятся сырости и становятся чуть ли не вечными. Кемпеде, качаясь в гамаке, дегустировал алкогольный напиток, приготовленный из растений.
Неожиданно "дверь", сделанная из пальмовых веток, открылась и в ее проеме появились три женщины и двое мужчин. Они вернулись с небольшого поля, находившегося в полутора днях хода от 'деревни'. Пришедшие молча сели на пол около огня, блики которого слабо играли на их лицах. У женщин были толстые мясистые губы и очень черные миндалевидной формы глаза. У мужчин глаза казались более ясными и спокойными, несмотря на любопытство и заметную иронию во взгляде при виде чужаков.
Вот эта Маньяда замужем за северянином (что означает: ее муж из региона, находящегося в правительственном подчинении, а варани никому не подчиняются). Потому отец ее и видеть не захотел: дочка потеряла душу, покинув дорогу настоящих людей, сказал один из мужчин.
Маньяда метиска. Настоящие же варани ратуют за чистоту расы, предпочитая браки только внутри своего племени. Но так как людей в племени не слишком много, случается, что отец или мать, чтобы получить потомство, вступают сексуальные отношения с кем - то из своих детей. Это считается нормой для варани, хотя и вредит генетике племени, ведя к его исчезновению. Но этого настоящие варани не понимают.
Они никогда не оставляют вдов одних в случае гибели их мужей. Один из мужчин племени берет на себя заботу о вдове и ее детях. Бывает, что он получает в "наследство" и другую жену, и третью... Такие "гаремы" частое явление у варани.
Сблизиться с варани задача не из легких. У них репутация далеко не безупречная даже среди других лесных жителей Амазонии. Потому им дали имя "ока", что означает "дикий". Но эта свирепость и жесткость варани помогает им отстаивать свою территорию: их просто боятся.
Несмотря на слухи о том, что варани опасны, об их существовании в глубине зеленого экваториального ада ничего не знали вплоть до 1956 года, когда мировая пресса впервые написала о случае убийства белого человека кровожадными ока. Каждый иностранец, приближаясь к ним, подвергается риску. Но почему варани убивают? В 1985 году американские геологи взяли черепаховые яйца в песках Кононако. Позднее их нашли убитыми. В июле 1987 года священник и монахиня также были убиты. Они шли к варани, чтобы сообщить им о прибытии на их земли геологов-нефтеразработчиков, за что, увы, поплатились своими жизнями, так как принесли племени дурную весть.
Эта весть для варани означала верную гибель племени. Впоследствии нефтеразработчиками были погублены огромные площади амазонского леса на экваторе. Дичь - основной продукт питания племени практически исчезла. Колонисты захватили лучшие земли. Теперь в реках исчезает рыба. Нефтяные компании глухи к нуждам варани. Отсюда и проистекает их ненависть к белому человеку!
Раньше варани были довольно мирным племенем. В их обществе у мужчин и женщин равные права. Мужчины охотятся. Женщины работают на своих клочках земли. Их домашние животные всегда ухожены и накормлены. Варани могли бы прекрасно уживаться с белыми, но у них в крови - протест против произвола, грабежа и воровства. Месть их священный долг! И варани убивают белых, которые пытаются проникнуть в самую глубину амазонских лесов.
Варани не хотят исчезнуть навсегда...