Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Различные толкования рун в разных источниках Нет объективно правильного толкования, есть толкование, правильное для вас. Если вас не устраивает ни одно из предложенных - синтезируйте то, что найдете, и выведите верное для вас значение логическим путем...

Боевые искусства:Задавить меч

Философия:Что есть Бог? Причина и следствие - это две вполне обособленные друг от друга категории. Они не могут сливаться в одно. Причинно-следственный, доказательный подход к выведению бога закономерно предполагает противопоставление бога миру, природе как самостоятельной обособленной сущности.

Парапсихология:Исцелить сохнущую ногу

:· Определение теософии
:· Е.П. Блаватская
:· Семь начал человека
:· Н.К. Рерих
:· Феншуй
:· Теософское движение
:· Карлос Кастанеда
:· Известные Теософы
:· Ошо
:· С. Гроф
:· "Призрак живых"
:· Эзотерика
:· Реоригинация
:· Эзотерика и теософия
:· Сокрытое в Коране
:· Психоделическая Индия
:· Символика смерти
:· Каббала
:· Нострадамус
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Теософия и эзотерика / Реоригинация / "Бессмертие: иллюзия или реальность?" (С. Е. Культин) / II / 


II

Поверим на минуту в возможность случайного выигрыша в 'почти невыигрышной лотерее': из поистине астрономического числа всех мыслимых родительских генных комбинаций 'выпала' именно та единственная, которая дала мне жизнь. Попытаемся ответить теперь на следующий вопрос: предопределено ли было появление моего 'я' в момент зачатия, или возможно было возникновение в онтогенезе некоего другого 'я'? Чужого 'я', не имеющего ко мне настоящему никакого отношения? В самом деле, на базе одной и той же (или генетически идентичной) наследственной матрицы даже в социально однородной среде может реализоваться любая личностная структура из безгранично широкого спектра, континуума потенциально возможных эгоструктур.

Моя настоящая личностная форма (обозначим ее, скажем, 'я1') явилась результатом случайного выбора из бесконечного ансамбля потенциально возможных личностных структур: 'я1', 'я2',:, 'яN' и т. д. Спрашивается, был ли я обязан самим фактом своего сознания, тем, что я живу и мыслю именно этому случайному выбору? Думается, ответ должен быть отрицательным. Нелепо полагать, например, что если бы единственный ребенок моих родителей в бессознательном младенческом возрасте в силу тех или иных причин был отдан на воспитание в другую семью, то вырос бы некто 'другой', но уже не я. С другой стороны, поставив себя на место человека, выросшего в детдоме или семье приемных родителей, разве могу я, будучи в здравом уме, утверждать, что я осознал себя в этом мире именно благодаря разлуке с моими действительными отцом и матерью? Конечно же, нет, это просто абсурд. Какова бы ни была дальнейшая судьба новорожденного человеческого существа, в какой бы языковой, культурной, природной среде он ни оказался волею случая, несомненно, во всех возможных личностных ипостасях некое сущностное ядро, основа личности остается неизменной, тождественной себе9. Поскольку веер виртуальных биографических траекторий индивида расходится не из его колыбели, а уже из лона матери, где он был зачат (коль скоро мы говорим об онтогенезе), то столь же очевидно, что если бы оплодотворение материнской яйцеклетки произошло 'в пробирке', плод был выношен 'суррогатной' матерью, а ребенок воспитывался третьими лицами, то и в этом случае появился бы не кто-то 'другой', но все тот же имярек (разумеется, не в своей сегодняшней личностной форме).

Итак, конкретными жизненными обстоятельствами своей биографии (а они могли сложиться не так, как они сложились в действительности, а совсем иначе) я был обязан, как бы странно это ни звучало, лишь формой существования, способом жизнедеятельности, конкретным содержанием своего 'я'. Но поскольку мне эмпирически, чувственно доступна лишь именно эта личностная форма, я настолько с ней сживаюсь, настолько она кажется мне естественной и единственно возможной, что я начисто забываю о том, что мое нынешнее 'я' есть результат случайного выбора из целого океана возможных (но не реализовавшихся) моих (!) 'я'. Абсолютизация (более чем понятная) воплотившейся личностной формы и породила идею личного бессмертия, заключающуюся в неограниченном во времени сохранении данной личностной структуры, безразлично в виде ли примитивного сверхдолгожительства, загробного райского существования, 'имманентного воскрешения' (Н. Ф. Федоров) или, на худой конец, 'переселения' в кибернетическую машину.10

Однако можно представить себе и другой путь достижения бессмертия, с очевидностью вытекающий из изложенного выше. Коль скоро не существует разумных оснований связывать факт своего сознательного бытия исключительно с реализацией одной-единственной из бесчисленного множества равновозможных биографических траекторий (в силу своеобразного принципа относительности)11, то, может быть, имеет смысл перестать, наконец, судорожно цепляться за свое случайное 'я', униженно выпрашивая у вечности еще год-другой, а признать возможность 'иных миров', возможность осуществления 'своих иных' 'я'. В самом деле, 'к чему горевать мне об утрате этой индивидуальности', когда я ношу в себе возможность бесчисленных индивидуальностей'12. Да, но разве появление других моих 'я' хоть сколько-нибудь вероятно, спросите вы. Ответим: оно не только вероятно, оно существует в действительности.



Рейтинг : 4391     Комментарии к статье

В тему:

 I

Что же такого загадочного, спросит читатель, можно усмотреть в факте нашего появления?...
Подробнее>>>

 В христианстве

Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином. Но каким образом появилась на земле смерть?...
Подробнее>>>

 III

'Ничто на свете не кажется мне более удивительным, - писал Дарвин, - чем сходство и различие близнецов'...
Подробнее>>>

 IV

Обратимся теперь к вещам более прозаическим и вспомним, что не только сама личностная форма, но и исходная зародышевая клетка - зигота - тоже является результатом случайного выбора ...
Подробнее>>>

  В философии

В древние времена, когда познание еще не расщепилось на специализированные дисциплины, философия по совместительству выполняла роль целого ряда наук, в том числе в психологии...
Подробнее>>>

 Оккультные философские доктрины

Как уже неоднократно утверждалось, оккультная философия, пройдя через различные страны и исторические периоды, сохранилась до наших дней по существу неизменной...
Подробнее>>>

 VI

Как видим, сфера нашего бытия расширилась до размеров земного шара. Умереть, уйти в небытие становится все сложнее...
Подробнее>>>

 VII

Что следует понимать под 'изолированной динамической системой'? Является ли Земля изолированной системой? ...
Подробнее>>>

 Смерть и вечная жизнь (Полосухин Б.М.)

Три формулы смерти открыло для себя человечество...
Подробнее>>>

 Четыре основные идеи

В качестве помощи ученику в процессе роста его понимания Блаватская указала четыре основных идеи, которые никогда не следует терять из виду...
Подробнее>>>

 "Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа" (А. Шопенгауэр )

поддержание жизненного процесса, хотя оно и имеет метафизическую основу, совершается не без противодействия и, следовательно, не без некоторых усилий...
Подробнее>>>

 Зачем и как идти к концепции феномена вечного бытия (Котляренко В. С. )

Люди, серьезно задумавшиеся о смерти, ведут себя по разному. Одни под влиянием этих мыслей обращаются к Богу. Другие начинают думать над проблемой бессмертия...
Подробнее>>>

 Процесс мирового проявления (продолжение)

Будем продолжать наше исследование о сути космической эволюции. Исследование это - трудно и может быть понято только немногими...
Подробнее>>>

 Ложность знаний

Существует так много доктрин. Но любая доктрина - вымысел, человеческая выдумка. Это не открытие, но изобретение. Человеческий ум способен порождать бесконечное количество систем и доктрин, но познать истину через теории невозможно. Ум, начиненный знаниями, обречен на невежественность...
Подробнее>>>

 Путь к совершенствованию

Мы твердо знаем, что "вера без дел мертва" и если, в виду большой трудности задачи, и не решаемся сами следовать по пути, указанному нашими Мудрецами, мы, по крайней мере, сознаем, что каждого из нас, не сумевшего победить свою слабость, ожидает вечный застой...
Подробнее>>>

 Комментарии к Станца II

'Строители', 'Сыны Зари Манвантары', есть истинные создатели Вселенной; и в этой доктрине, относящейся лишь к нашей планетной системе, они, как зодчие последней, именуются также 'Стражами' семи сфер...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002 - * Обратная связь