Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:На ножки от стола (приворот)

Парапсихология:Отнятый сон

Парапсихология:Буквица (полевой шалфей)

Теософия и эзотерика:Станца II ...Где были Строители, Лучезарные Сыны Зари Манвантары?... В Непознаваемой Тьме, в их Ах-хи Паранишпанна. Создатели Форм из Не-Формы - Корень Мира - Дэваматри и Свабхават покоились в Блаженстве Не-Бытия

Философия:Страдание как аспект проблемы смерти Проблема смерти может рассматриваться и через диалектику индивидуального и общего, проявляющуюся в типах поведения человека в процессе перехода к смерти и в возможных перспективах существования после смерти. В культурах Востока, в частности, в буддизме смерть понимается как возвращение к истокам бытия, как слияние индивидуального сознания с великой пустотой, как освобождение от страданий...

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства Востока / Япония / Каратэ / Ката - коаны каратэ / 


Ката - коаны каратэ

Ката

Во всех боевых искусствах Востока одним из самых важных методов овладения мастерством на протяжении веков были специальные комплексы приемов, сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без партнера. В японских боевых искусствах их называют "ката".

Особое место ката занимают в традиционном каратэ. Это ярко проявляется в неустанном подчеркивании ведущими японскими мастерами необходимости постоянно отрабатывать такие комплексы. Например Мабуни Кэнва, основатель школы Сито-рю, так пишет о ката: "Самое важное в каратэ - ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.

Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке все опробовать невозможно... Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - это избегать праздности и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие тренировки - другую половину".

Особое значение ката придавалось на родине каратэ, на острове Окинава, где, судя по воспоминаниям Фунакоси Гитина и других мастеров, они подчас превращались в единственный метод тренировки. При этом, несмотря на полное отсутствие учебных поединков, о которых столпы каратэ не упоминают, бойцы на Окинаве добивались высочайшего мастерства в искусстве поединка, что не вызывает ни у кого сомнений.

Чем же объясняется такое подчеркнутое уважение к ката и вера в их эффективность у мастеров традиционного каратэ? Вопрос этот сложен и в то же время актуален, ведь не секрет, что многие современные рукопашники заявляют о полной непригодности ката для подготовки бойца. Итак, попробуем разбраться в сущности феномена ката.

Пожалуй, ключ к его разгадке скрыт в словах, которые часто повторяют мастера боевых искусств: "Ката - это коаны каратэ". Они раскрывают значение термина "ката" через сопоставление его с одним из важнейших элементов тренинга в дзэн-буддизме. Для нас это означает необходимость сначала разобраться с сущностью дзэнских коанов, а уже затем, путем сравнения, выявить сущность ката.

Дословное значение термина "коан" (кит. "гуан-ань") - "публичный отчет". Чаньский наставник Чжунфэнь Минбэнь (1263-1323), исходя из этимологии, следующим образом раскрывает значение этого слова: "Гун, или публичный (гласный), - это тот единый путь, которым следовали мудрецы и им подобные достойные люди, высший принцип, служащий дорогой для целого мира. Ань, или отчет (запись), - это ортодоксальные писания, которые фиксируют то, что мудрецы и почтенные люди считали (основными) принципами... Слово гун, или "всеобщий", означает, что гун-ань кладут конец частному пониманию; слово ань, или "запись случаев", означает, что они находятся в соответствии с Буддами и Патриархами".

Чаньские гун-ань одноименны с гласным судебным разбирательством,которое практиковалось в средневековом Китае. Отталкиваясь от этого, Чжунфэнь проводил аналогию между работой чиновника, ведущего такое разбирательство, и учением наставника Чань (дзэн). Когда человек не может самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где специальный чиновник на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с гун-ань. Если чаньский адепт не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную проблему, достичь озарения, он обращается к наставнику, который при помощи гун-ань (то есть записи прецедента "озарения") помогает ему в этом.

Таким образом, коан фиксирует просветление адепта, практиковавшего Дзэн ранее. Хотя коан является описанием вполне конкретной ситуации диалога конкретных лиц (иногда скрытого), он выходит за рамки частного понимания и содержит в себе некое измененное состояние сознания, одинаковое у всех просветленных мастеров и понимаемое как "абсолютное". Поэтому коан является гарантом достижения просветления в будущем теми, кто будет его практиковать. По словам Чжунфэня, "гун-ань не является частным мнением отдельного человека, но, скорее, Высшим принципом, который признается истинным сотнями и тысячами бодхисаттв трех сфер и десяти направлений так же, как и нами. Этот принцип пребывает в гармонии с духовным источником, совпадает с Непостижимым Смыслом, разрушает рождение-и-смерть и преступает ограниченность страстей. Он не может быть понят посредством логики, он не может быть передан в словах, он не может быть разъяснен в писаниях, он не может быть измерен разумом".

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 8437     Комментарии к статье

В тему:

 История

Создавая свой стиль Xидеюки Ашихара отказался от старых непонятных доем техники, оставив лишь действительно реальную. Все дисциплиныстиля (Ката, Кихон, Кумитэ) неразрывно связаны между собой. Мастер вторгся в святая святых каратэ - ката, создав ката по обучению ипрактике ведения действительно реального боя....
Подробнее>>>

 История стиля Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо

Рассказ о стиле Шоринзи-рю Кенкокан каратэдо (название стиля можно также произносить традиционно мягко для японского языка - сёринзи-рю - что не является ошибкой или названием другого стиля) целесообразно начать с небольшого исторического экскурса. ...
Подробнее>>>

 Небо в раскрытых ладонях

Система требований Киокушинкай - одна из самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов на пояса....
Подробнее>>>

 Ката и Бункай

формах ката содержится философия старых мастеров. Ката можно сравнить с написанным иероглифом. Если изменить иероглиф - изменится значение слова. То же самое происходит и с ката....
Подробнее>>>

 Техника стиля

Перечень технических требований и средств Международной Федерации Окинавского Годзю-Рю каратэ-до....
Подробнее>>>

 Заповеди в учении

Овладеть каратэ-до - не значит отрабатывать различные ката, - важно понять смысл, проникнуться его духом... ...
Подробнее>>>

 Годзю-рю: гармония жесткого и мягкого

...Раздался короткий выкрик, неуловимое движение корпуса - и звук падающего тела. Все произошло с такой скоростью и так неожиданно, что публика удивленно загудела. Даже искушенные в боевых искусствах окинавцы не видели такого мастерства бросков, заломов и удушений. ...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь