При комплексной ударно-бросковой подготовке возникает следующая проблема: на чем ставить акцент? Коллектив силен единством в устремлении к стратегической цели и четким разделением обязанностей на тактическом уровне. Цель всех техник одна - нанести максимальный урон. Какой же их них поручить выполнять в бою основную роль, а каким - роль авангарда и арьергарда, еще предстоит разобраться.
В первую очередь, на общую компоновку техники влияют комплекция и физические данные конкретного бойца. Естественно, что невысоким и короткоруким больше подходят бросковые приемы (короче рычаг и ниже центр тяжести), а высоким - ударные связки (большая хлесткость удара и возможность играть дистанцией). При маленьком весе тяжело бросать (энергоемкий элемент), зато меньшая инерция тела и большая скорость ударных связок, тяжеловесы же выигрывают за счет мощности отдельных элементов техники. Естественно, но не для всех очевидно, и на практике часто приходится видеть, как дядя под 100кг занимается прыжковой техникой тхэквондо, а боец под 60кг пытается бросить этого самого тхэквондиста с бедра (выглядит смешнее, чем описывается). Дело здесь в том, что, как уже говорилось, современные виды спорта основаны, в своем большинстве, на использовании какой-либо определенной, достаточно узкой техники. И ученик не имеет возможности выбрать из арсенала то, что подходит лично ему или корректировать характер работы по мере изменения физических данных.
При интегральной подготовке боец сам выбирает приоритеты, ориентируясь как на свои данные, так и на возможности противника, и задача настоящего инструктора заключается в адаптации техники под конкретного ученика в зависимости от ситуации. К сожалению, чаще встречаются мастера, делающие стиль под себя. И, если у такого мастера с учениками разница в росте и весе превышает среднестатистическую норму, то попытки учеников выполнить те же самые приемы оборачиваются полным фиаско, правда это обычно относят к их бестолковости.
Люди, конечно, все разные, но наиболее мобильной и естественной является работа руками, именно ударная техника рук играет роль связующего звена между ударами ног и бросками. К тому же руки - наиболее осознанная часть нашего тела, ими нам приходится есть, писать, работать и делать еще кучу разных вещей. Поэтому по срокам обучения удары и связки руками требуют значительно меньше времени, чем приемы, основанные на атаке ногами, для которых необходима тщательная подготовка тела и отличная растяжка или броски, требующие хороших силовых качеств и тонкого чувства движений противника.
Общая матрица интегральной работы достаточно проста: удар ногой на дальней дистанции, связка ударов руками на средней и бросок на близкой. В зависимости от конкретных условий "матрица" может упрощаться. К примеру, если противник начал атаку, и вы, уклонившись от его удара, оказались сразу на средней дистанции, то, естественно, техника ног здесь не так необходима, как при сближении. Или ваша ударная связка была настолько удачной, что противник сам, без броска, плавно осел на пол, хотя может быть лучше все-таки "помочь" ему упасть, а уже потом разбираться, стоило или нет. Но заметьте, реже всего выпускается именно центральное звено, которое и выполняет основную роль в схватке. Без хорошей подготовки ударами рук, техника ног напоминает машину в гололед без сцепки с землей, а броски - ту же машину, но увязшую по самые оси.
В мире боевых искусств набирает скорость процесс интеграции. Рассчитывать на быстрый успех в таком деле не стоит. Комплексная подготовка требует неспортивных сроков. Слишком разнобразными техниками приходится овладевать. Быстрый результат и победа на соревнованиях здесь не светят. В средние века считалось, что пик мастера приходится на 40-45 лет. Кажется, мы начинаем приближаться к средневековым идеалам. На этом пути успеха не добьются "спринтеры" со стальными мышцами и претензией быть в 25 лет чемпионом неважно чего. Равно как и "стайеры", знающие все и вся, готовые вещать об этом направо и налево и справедливо опасающиеся, что рано или поздно один из учеников захочет всерьез с ними поспарринговать (хотя ученики, чаще всего, под стать своему учителю).
Кто остается? Профессионалы, которым истина важнее срокогв, поэтому не жалеющие времени и сил на поиски и эксперименты. Пусть даже на это уходит вся жизнь. Профессионалы, которым важны не разинутые вокруг рты, а чувство ответственности за свое дело. Их еще мало. Они разбросаны среди секций и школ, не связаны друг с другом. Но они есть, их становится все больше и когда созреет этот план мастеров, нам, возможно, не придется ездить на учебу в Китай или Японию, разве что для обмена опытом. К тому времени может быть и сам термин "восточные единоборства" отойдет в прошлое, ибо все мы в первую очередь люди, а уж потом корейцы, русские или японцы. Истинное мастерство национальности не имеет.