Понятие "хидэн" появилось в японской культуре очень давно, еще в 1-м тысячелетии н.э. Оно получило широкое распространение в школах бу-дзюцу - воинских искусств феодального периода, носителями которых были в основном представители военного сословия самураев.
В школах бу-дзюцу хидэн - неотъемлемая часть программы обучения. Особенность РЮ бу-дзюцу состоит в том, что в них вся программа разбита на ряд ступеней (их может быть от 3-х до десятка, а, возможно, и более), которые изучаются последовательно. Ученику не только не дозволяют перепрыгивать через ступени, но и вообще не показывают ему технику более высокого уровня. Кроме того, он переходит с уровня на уровень не естественным образом, автоматически, по мере созревания мастерства и сдачи технических экзаменов, а только с разрешения наставника, который принимает во внимание не только и даже не столько уровень овладения приемами, сколько морально-этический облик, особенности характера ученика.
"Верхний этаж" такого "здания" знаний школы бу-дзюцу и занимает "тайная передча" - хидэн (эта ступень известна также как окудэн - "глубинная (сокровенная) передача" или гокуидэн - "передача высшего сокровенного секрета"). У каждой школы бу-дзюцу имелись свои хидэн, и даже просто перечислить все эти "секретные традиции" здесь не представляется возможным. В теории, эта высшая ступень знания РЮ, завещанная мастерами прошлого, доступна лишь лучшим и наиболее совершенным в физическом, техническом и морально-этическом отношении ученикам, прошедшим через все горнила экзаменов и иных проверок.
Хидэн во все времена были предметом вожделения очень многих людей, но почти все они в итоге уходили, так и не познав "тайной традиции" избранной школы. На какие только ухищрения ни шли последователи бу-дзюцу, стремясь получить знания о высшем, последнем "учении" своей РЮ! Они не жалели ни сил, ни средств. Например, Хомма Сэнгоро, старшему ученику мастера Хигути из школы кэн-дзюцу Манива Нэн-рю пришлось посвятить изучению этой традиции бу-дзюцу всю свою жизнь, и заветную мастерскую лицензию мэнкё кайдэн он получил лишь в старости. В истории школы дзю-дзюцу Ягю Синган-рю известен случай, когда один из ее последователей, живший в начале эпохи Мэйдзи (1868-1912), для получения полной традиции растратил все имущество, унаследованное от предков, и стал "записным патриархом" (хикаэ сокэ). Такэда Сокаку, знаменитый мастер школы Дайто-рю, живший в то же время, объехал всю Японию и, как говорят, в разное время обучал до 30000 учеников, из которых вышло немало известных мастеров. Но хидэн школы Дайто-рю вместе с мастерской лицензией мэнкё кайдэн он передал одному лишь Хиса Такума, который, будучи человеком богатым, служил ему в преклонном возрасте как преданный слуга, фактически содержал его и отдавался всей душой тренировкам.
Таким образом, "секретные учения" по определению известны лишь чрезвычайно узкому кругу посвященных из числа мастеров различных школ бу-дзюцу, которых можно пересчитать по пальцам.
Если сравнить программы обучения старинных школ бу-дзюцу с программами современных направлений будо, мы узнаем, что, например, ни в дзюдо, ни в кэндо такого раздела как хидэн попросту нет. Оно и понятно: и то, и другое направления развивались как общенациональные виды физической культуры, т.е. изначально были предназначены для массового распространения, что совершенно противоречит самой сути "тайных традиций", знание или незнание которых делит людей на две категории - немногих посвященных и множество непосвященных. Нечто подобное хидэн существует в некоторых школах айкидо и каратэдо. Это связано со спецификой исторического развития этих направлений будо, которые, в отличие от дзюдо и кэндо, развивались спонтанно, без поддержки государства и не предназначались для использования в качестве национальных видов физической культуры. Именно поэтому и айкидо, и каратэдо оказались расколотыми на многочисленные стили, школы и группы. Это разделение неминуемо требует от них обоснования своей исключительности, что выражается в использовании некоторыми школами различных концепций и технических приемов, неизвестных представителям других школ. Это уже нечто похожее на хидэн, но все же не "тайная традиция" в чистом виде. Проблема заключается в том, что в этих школах будо не проводится четкой грани между "открытым" и "закрытым" разделами, и упомянутые концепции и технические приемы не составляют отдельного, секретного раздела для посвященных, а лишь определяют специфику конкретной школы.
Итак, "тайная передача" - явление присущее старинным бу-дзюцу, в которых его носителями являются единицы крупнейших мастеров, и не характерное для современных будо.
Означает ли это, что будо по определению должны быть поставлены ниже бу-дзюцу? Вряд ли. Для начала замечу, что многие элементы хидэн старинных бу-дзюцу в современных будо попросту рассекречены. Например, те же уязвимые точки, некогда считавшиеся совершенно секретными, показаны практически в любом учебнике по каратэ. Наконец, все направления будо были созданы крупнейшими знатоками бу-дзюцу, а индивидуальные достижения таких его "столпов" как Уэсиба Морихэй (айкидо), Ямагути Гогэн (каратэдо), Эгами Сигэру (каратэдо), Сиода Годзо (айкидо), Сайго Сиро (дзюдо), Со Досин (Сёриндзи-кэмпо) и др. вполне сравнимы с достижениями величайших мастеров прошлого. Так зачем же нужен такой институт как хидэн? Почему же он развился и получил повсеместное распространение в школах старинного бу-дзюцу?