Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Боевые искусства:Чацюань

Боевые искусства:Кульсинат - боевое искусство воинов Тамерлана Hазвание этого древнего искусства вряд ли известно даже специалистам, т.к. до второй половины двадцатого века Кульсинат был сокровенным достоянием уйгурского рода Чай Фу Шан.

Парапсихология:Шабаш Обычно ведьм изображали одинокими старухами, которые занимались магией в уединенных домиках, однако они были весьма общительны в своей среде

Философия:Де-Роберти (де-Кастро де-ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда, Евгений Валентинович - философ-позитивист. Окончил Александровский лицей. До 1868 г. пробыл за границей, слушая лекции, главным образом, по естественным и социальным наукам. Оставаясь приверженцем позитивизма, Де-Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому он не предложил бы той или другой поправки.

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства славян / Боевые искусства России / Славяно-горицкая борьба / Берсерки / 


Берсерки

Берсерк - слово не славянское. У наших предков есть свое звучание этого слова - борьсек. Есть и еще один любопытный термин - "рыкарь", то есть кричащий воин. А говорят, рыцарь - понятие для нас нетрадиционное, будто бы пришедшее от немецкого "рейтер"-"всадник". Интересно, что же фонетически ближе современному русскому слову "рыцарь" - немецкое "рейтор", английское "найт", французское "шевалье" или древнерусское "рыкарь"? Думаю, ответ очевиден.

Эх, как не сладко признавать нашим "независимым" историкам, что у Восточнославянской Руси были свои берсерки. А признавать-то приходится, куда ж денешься, источники-то вещь упрямая. Например, Никоновская летопись называет имя одного из древнерусских берсерков - Рагдая, ходившего в одиночку против трехсот воинов. Или Ключевский упоминает Демьяна Куденевича, отгонявшего половецкое войско от Переяславля. Такое под силу только берсерку. Может, стоит напомнить, как умирал Евпатий Коловрат? Зимой 1238 года со своим полком в 1700 человек он разбил отряды Бату-хана и целый год удерживал Владимиро-Суздальские земли. Последний его бой весьма интересен для исследователей русского ратного искусства. Достаточно сказать, что монголам так и не удалось в рукопашном бою взять горстку берсерков во главе с Евпатием. Все их атаки перебивались. И тогда отступившие кольцом монголы расстреляли берсерков со всех сторон из камнеметов. Бату-хан был удовлетворен победой, но восхищение свое выразил в том, что отпустил раненых берсерков, наказав им с почестями похоронить убитого воеводу. А что, собственно, такое "коловрат"? Коловорот, то есть "вращающийся по кругу". Это кличка берсерка.

Берсерк - значит "бешеный". Он никогда не обороняется, он всегда нападает. Это нетрудно понять. Обороняясь, невольно становишься мишенью. Когда в нас посылается один или два удара разом, защититься можно, но когда десять - нельзя. Чисто физиологически. А вот самому наброситься на десятерых и разметать их можно. Не верите? - Посмотрите русскую драку. В ней каждый субъект нападает. Яро, напористо. Кто не выдерживает, "ломается", тот часто просто убегает, ибо противника уже не остановить. А уж кричат-то! И с крика начинают.

Другой любопытный момент - берсерки, вводя себя в невменяемое состояние, освобождаясь от одежды, попросту рвали ее на себе. Подобное поведение на языке зеков ныне означает: "готов на убийство". Так вот почему в русской драке голову теряют. Бой этот называется "охотницким" и символизируется разрывающими друг друга волками. Впервые изображение их встречается на ритуальном кубке-ритоне из кургана Х века, названного "Черная могила". Голову теряют потому, что приводят в действие сложный физиологический механизм, изменяющий протекание нервных реакций организма. В этом состоянии у берсерка значительно увеличивается скорость двигательных рефлексов. Движения его порывисты и легки, затормаживается деятельность периферийных рецепторов, отчего берсерк не испытывает, например, боли, если его в этот момент ранить. Деталь, может быть, и второстепенная, но на мистифицированный рассудок древних накладывала свой особый отпечаток. Например, дерущийся со стрелой в спине и при этом не испытывающий боли вряд ли не вызывает суеверного страха у врага. А дикая сила берсерка, способного в эти минуты разорвать руками подвернувшегося противника? Вот откуда известное из летописей "разрубание на полы", то есть пополам. Напомню, что своего врага в ритуальном побоище - богатыря-ордынца Хоставрула - Евпатий Коловрат разрубил до седла.

Откуда взялись берсерки, что породило их как явление? Думаю, и на этот вопрос можно ответить достаточно определенно: наличие враждебного, многократно численно превосходящего лагеря. У германцев берсерки появились как реакция на вторжение в Центральную и Северную Европу полчищ гуннов во второй половине IV века. Географическое же положение восточнославянских земель препятствовало движению кочевых тюркоязычных масс на Запад, являясь неким барьером. Причем Восточнославянская Русь всегда справлялась малочисленным профессиональным воинским контингентом. Дружина, состоящая из младшей (впоследствии образовавшей социальную прослойку - "дети боярские") и старший, даже в Великих княжествах Руси редко доходила численностью до 2000 человек. Напомню, что на ее плечи ложилось не только побоище во чистом поле, но и оборона стратегически важных объектов, престола, сбор дани, содержащей казну, формирование рати на подвластных территориях и т. п. Безусловно, в таком войске особую роль играли индивидуальные качества каждого. При внезапном набеге рать не соберешь - нужно время. Кроме того, ратный арсенал тоже находится под замком князя, а стало быть, мужики по вотчинам вооружены чем попало и доспеха никакого не имеют. Организация войска - дело сложное. Людей мало собрать, из них нужно сформировать боевые отряды. А где это делать, когда становище престольное уже обложено отовсюду кочевьем. Вот тогда решающее слово было за смертником-одиночкой, способным на какое-то время нейтрализовать врага. А на Востоке берсерков не было. Какая в них нужда там, где десятки тысяч человеческих жизней все разом не стоили гроша ломаного?



Рейтинг : 6340     Комментарии к статье
Комментарий от Бусобрадъ для Берсерки от 2010-09-21
Уж как только не толковали слово "берсерк"! Причём, в основном это делали те, кто "влюблён" либо в восточные единоборства( с налётом "доморощенных"), либо в "ратные способности норманов-варягов-викингов", либо апологеты "искони славянских боевых исскуств". Собственно говоря, в высоком боевом искусстве восточно славянских племён, а позднее русичей сомневаться нет НИКАКИХ оснований! Наши предки "долбали всех и вся (правда, не всегда)" и об этом пишут многочисленные источники того времени. Вспомним, князь Владимир (крестивший Русь) по просьбе Императора Византии отрядил 4000 воинов для подавления востания в Малой Азии. Там же находился и 16000-ное войско грузин, тоже учавствующее в помощи Императору. В некоем городе между грузинскими вояками и русским паробком возник спор из-за охапки сена. Гурьзяки убили маличика. Тогда возмущенные РУССКИЕ воины напали на 16000-ное войско "дружественных грузин" и разгромив их наиболее боеспособные части, вынудили оставшихся бежать в соседний город за 20 к.м и просить заступничества перед РУССКИМИ у самого Императора Византии. Известно, что монгольский хан, собираясь завоевать Японию, запросил у Руси 8000 конных воинов-копейщиков, намереваясь использовать их, как ударный таран против самураев.Без сомнения, ХАН хорошо знал, что против такой "ударной силы русичей" не выстоит ни одно "восточное войско"!!! О силе "копейного тарана" русичей говорит и "копейный напад" 1500 конных копейщиков Великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) под Вожей, когда было опрокинуто(!!!) и загнано в болото 12000-ное войско татаро-монголов. Но вернёмся к "берсеркам". Если внимательно и без "очарований" рассмотреть значение данного названия, то мы сразу же увидим, что оно состоит из двух частей: "бээр" и "серк". Первая часть, понятно, означает "медведя (ср. бер-лога), а вторая часть есть отглагольная часть от ендоевропейского корня "сер"*, что означает: "отсекать, отделять(сер-п), выделять, от-сер-ать, вы-сер-ать". С учётом того, что "берсерков" опасались, боялись, ненавидели и старались отделить от "нормальных людей" их же сотоварищи и соотечественники, мы можем перевести слово "бер-серк", как "медвежья вы-сер-ка". Имело ли в те времена современное, негативное значение то название, можно лишь предполагать. Хорошо известно, что многие слова, которые теперь считаются "бранными, нецензурными, нелитературными, некультурными" и т.п. в древности были вполне нормальными, ходовыми у всех слоёв населения.
Комментарий от Антон для Берсерки от 2009-06-15
Меня заинтересовал термин "Восточнославянская Русь". Где в истории можно такое встретить?! Тем более в то время существовала Русь единая - Киевская, а уж она никак не была восточной!

В тему:

Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь