|
Сущность и явление. "Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня" (К. Маркс). Сложность задачи проникновения в сущность нередко порождает в философии искушение отказаться от нее. "Мягкий" вариант отказа от сущности демонстрирует И. Кант: объективная сущность у вещей имеется, но наше сознание принципиально не в состоянии проникнуть в этот мир вещей самих по себе. "Жесткий" вариант отказа от сущности характерен для позитивизма. Так, Б. Рассел полагает, что сущность - это понятие, лишенное научного смысла и значения: "стоимость" - это всего лишь общее имя для ряда разнородных явлений, "материя", "элементарная частица" и т. д. - просто удобный способ увязывать события воедино.
Как уже было сказано, любые споры с такой скептической гносеологической позицией бесперспективны без привлечения к этому спору человеческой практики. Знание внутреннего устройства вещи, ее функции и роли в конкретной системе явлений позволяет нам и создавать эту вещь и эффективно управлять ею. А это и есть критерий того, что мы овладели сущностью данной вещи.
Возможно, отрицание сущности некоторыми философами вызвано тем, что они просто не понимают, что это такое. Сущность - это не что-то таинственное, находящееся где-то в недоступной глубине предмета и не какое-то абстрактное общее. Сущность - это способ формирования предмета, его внутренняя взаимосвязь и его место в составе той или иной развивающейся системы. Трудно даже представить себе, как можно опровергать наличие таких важных характеристик предмета или отрицать важность теоретического и практического овладения ими!
Противоречие. Сущность нельзя представить иначе, нежели как в виде тождества взаимоотталкивания и взаимопритяжения противоположностей. Особо большая заслуга в развитии этой идеи принадлежит Гегелю, определявшему истину как конкретное, а конкретное - как единство противоположных определений. Противоречие, по Гегелю, есть корень всякой жизненности. Противоречие есть внутренний источник всякого развития, а этапы разрешения противоречия - это основные этапы самого процесса развития. Ни в коем случае нельзя представлять суть противоречия только в виде сталкивания речей и позиций спорящих между собой ученых. Главное - понять противоречие как "противовещие" (тут нам снова пригождается расщепление значения слова "речи" в русском и украинском языках). Исход-70 ная противоположность вещей, их свойств и отношений, т. е. объективное противоречие, вот что лежит в основе сущности.
Содержание и форма. Содержание вообще есть единство материи и формы, а форма - это организация, способ движения материи, определенность, придающая материи всякий раз данное специфическое неповторимое содержание. Правда, говоря таким образом, нужно помнить о том, что понятие материя не сводится к понятию "вещь". Материя - это не только материя-субстрат, но и материя-субстанция, порождающая из своих недр все свои формы. Форма бывает внутренняя и внешняя, причем внутренняя форма - это форма, совпадающая с содержанием развитой системы. Из сказанного следует, что характер соотношения формы и содержания как важный аспект определения сущности зависит от того, в какой стадии - возникновения, становления или развитого состояния - мы рассматриваем свой предмет.
Условие есть связующее звено между данной особенной системой и остальным окружающим ее миром. Условия могут быть необходимыми и случайными, внутренними и внешними. Внутренние условия всегда необходимы, внешние же могут быть как необходимыми, так и случайными. Необходимые условия - это условия, отвечающие природе данного особенного формообразования. Нельзя отрывать деятельность от ее условий и противопоставлять одно другому, как, например, это делают так называемая "теория среды" или "теория факторов", пытающихся объяснить исторический процесс действием условий, оторванных от человеческой деятельности. О категории "условие" как о важном определении сущности Гегель писал: "Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным..." .