|
В мире за последнее десятилетие накоплен огромный опыт по проведению так называемых "боев без правил", а вернее - боев с минимальными ограничениями. Это панкратион, шутфайтинг, вале-тудо, прайд, рингс и др. На западе такие виды поединка называют "миксед-маршал-артс" (смешаные воинские искусства), т.к. в них обычно понамешено всего понемногу: борьбы, бокса, каратэ... Но ведь много сотен лет существует универсальное, в прямом смысле слова, воинское искусство - дзю-дзюцу. Его универсальность не только в том, что ударная техника увязана с "борцовской", но (и это главное!) в том, что система подготовки не замыкается на спортивном поединке, а предусматривает ситуации самообороны от вооруженного противника, или от нескольких атакующих, возможность обезвредить соперника, не причиняя ему вреда, обыскать, связать и т.п. С одной стороны это дает известную уверенность в своих силах в различных непредвиденных случаях, а с другой - такая универсальность не позволяет достаточно сконцентрироваться именно на спортивном поединке, что усложняет процесс достижения спортивных высот. Поэтому, если на первых этапах становления "миксд-маршал-артс" в турнирах закономерно одерживали победы представители дзю-дзюцу, то теперь, также закономерно, они уступают мастерам узкой - спортивной специализации.
Среди истинно универсальных видов единоборств можно выделить панкратион - один из древнейших видов, представленных на Олимпийских играх. Известно, что панкратион случил основным средством подготовки античных воинов. К сожалению, традиция была утеряна, и то, что сейчас пытаются восстановить специалисты - навряд ли соответствует системе подготовки древне-греческих бойцов.
Необходимо признать, что современные бои без правил, как бы они не назывались, не являются системой подготовки, а служат лишь, в лучшем случае, способом выявления силнейшего бойца.
Главное достижение боев без правил в том, что они позволили многим фанатам боевых искусств, воспитанных на фильмах Брюса Ли или Ван Дамма, пересмотреть свои взгляды на эти искусства и точнее представить себе реальную картину реального поединка.
Так, например, бои без правил разрушили миф о том, что ката каратэ имеют какую-то ценность в подготовке к реальному бою.
Почему же тогда эти ката с упорством практикуются современными каратэками вслед за мастерами древности? Ответ один: ката - это сольное упражнение, имитирующее парное, однако без парной работы, оно теряет свою ценность и остается пустой имитацией. Имитировать парные ката в одиночку иногда приходится и в дзю-дзюцу, когда, скажем, не с кем практиковаться, но это крайний и редкий случай. Запрет заниматься боевым искусством, наложенный американскими оккупантами на японцев, практически прервал традицию парных ката каратэ, что достаточно быстро (за поколение) выхолостило их сущность. Кроме того, необходимо понимать, что каратэ было создано как искусство боя на короткой дистанции, в основном, в захвате. Современные правила соревнований по каратэ запрещают захват, лишая тем самым бойцов возможности испытать свою технику в реальности. А главное - практически ни в одной школе каратэ сейчас не уделяют должного внимания отработке техники ката в парах, равно как и практике работы в захвате.
Второй серьезный миф, разрушенный боями без правил - это уверенность многих в том, что удар быстрее захвата. Дескать, прежде, чем меня захватят, я нанесу 2-3 удара... Оказалось, что захват быстрее. Кроме того нанести удар можно лишь с определенной дистанции, а войти в захват реально как с короткой дистанции, так и с достаточно большого удаления от противника, оттуда, где его удары еще безопасны.
Третий удар был нанесен Син-Ги-Тай - классическому треугольнику, имеющему в основании силу и технику, а на вершине - дух. Оказалось, что сила и техника не так важны, как выносливость (профессиональные боксеры знали это давно).
Такое "открытие" послужило толчком для использования бойцами специальных препаратов для увеличения выносливости и нечувствительности к боли. К сожалению, сейчас это не редкость и среди любителей (им-то зачем?!).
И наконец, самое опасное, что принесли бои без правил, это атмосферу "рэслинга", американского "кэтча", где зрители неистово вопят, поддерживая "своего", бойцы позволяют себе неприличные жесты или высказывания в адрес соперника, а победитель радуется так как будто он не только выиграл тысячу долларов (иногда больше) и позолоченный пояс чемпиона, а достиг цели своего земного существования.
Все это, конечно, звучит в абсолютном диссонансе с традициями и идеями Будо, где зрители молча, как в театре, наблюдают за спектаклем, разыгрываемым бойцами, а сами бойцы видят в сопернике человека, без которого невозможен никакой исход боя, а к поединку относятся как к необходимому средству самосовершенствования, как к очередному этапу Пути воспитания тела и духа.
Итак, история покажет, к чему приведет развитие боев без правил: станут ли они обычным цирковым шоу, или станут спортивным, но тоже шоу. Другого варианта пока не видно. Миссию свою они выполнили - революция в боевых единоборствах очередной раз произошла. Наступает долгий и "счастливый" период застоя и процветания.