Седьмой сын седьмого сына или седьмая дочь седьмой дочери обладают, как считают многие, магическими дарами, в частности даром исцеления. Это старинное и очень популярное верование иногда распространяют вообще на седьмого ребенка в семье, независимо от того, был ли родитель того же пола седьмым ребенком у себя в семье или нет. Но чаще магические способности ожидаются все-таки у второго поколения седьмых детей. В некоторых местах требование еще строже - чтобы все предшествующие седьмому ребенку дети были того же пола.
Такой ребенок, как полагали до совсем недавнего времени, а может быть, полагают и теперь, разделяет с королями власть излечивать золотуху простым прикосновением. Точно так же он может избавить от зоба (Базедовой болезни), стригущего лишая и боли от ожогов. В горных районах Шотландии говорят, что седьмой ребенок обладает "силой волшебной ноги", которая позволяет ему исцелять болезни ног, наступая на них своею. Почти по всей Шотландии седьмых детей наделяют даром тайновидения и предвидения. Практически повсеместно считается, что из них выходят отличные врачи, причем совершенно безотносительно к их магической способности излечивать определенные болезни простым прикосновением.
Согласно традиции, седьмой ребенок лечит тем, что накладывает руки на больное место и при этом иногда (не всегда) бормочет тайную молитву или заклинание. Обряд обычно проводят ранним утром, пока целитель еще не позавтракал. В первые годы нынешнего столетия некий человек из Сомерсета лечил золотушных больных в районе Брендон-Хилла утром воскресенья натощак, произнося в то же время какие-то слова, которые никому нельзя было слушать. Ни в какой другой день, кроме воскресенья, он не лечил. Примерно в те же годы седьмая дочь близ Далвертона лечила зоб, поглаживая распухшую щитовидную железу.
Александр Полсон записал более изощренный обряд. Целитель навещал больного семь дней подряд по утрам и промывал больное место водой из колодца, стоящего лицом на север. В этом случае тоже произносились тайные заклинания, а кроме того этот седьмой сын плевал в воду, прежде чем промыть ею больное место. На острове Льюис целитель после наложения рук на больного вешал ему на шею шестипенсовую монетку на шнурке. Если ее снять, то болезнь возвращалась. Это же самое говорили и о золотых ангелочках, которых носили на шее люди, излеченные от золотухи прикосновением короля.
Реальное присутствие самого седьмого ребенка требовалось не всегда. Считалось, что он может передать свою целительную силу воде, которую потом можно разлить в бутылки и взять с собой. Для этого он опускал в воду золотой суверен, затем окунал в нее свои руки и произносил над нею благословение. Если после того больного обмывали или кропили этой водой, выздоровление ожидалось без всяких дополнительных ритуалов.
Уильям Хендерсон упоминает верование, встреченное им в приграничных с Шотландией областях, но больше нигде не наблюдаемое. Там полагали, что седьмой ребенок расплачивается за свою магическую силу тем, что в процессе исцеления теряет жизненную энергию. Если ему приходится лечить слишком часто, он может зачахнуть и в конце концов умереть от полного упадка сил.