|
Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Японские мечи китайцы тоже называли дао.
Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится `дао', когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так: "Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.
|
Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао ("большой меч") мог сражаться всадник, яодао ("поясной меч") - пехотинец, а алебарду-пудао ("простой меч") и шуаншоудай ("двуручную ленту") могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.
При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи - вот и бьёт на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия".
|
Мэйхуа дао
(меч сливы мэйхуа)
Комплекс "мэйхуа дао" был стандартным учебным материалом в действовавшем с 1928 по 1948 год Центральном институте гошу, и потому является широко распространенным.
Согласно преданиям, при династии Цин в годы правления под девизом "юнчжэн" буддийский монах Цзяшэ, будучи в деревне Яогунтунь что к северу от административного центра уезда Цансянь провинции Хэбэй, познакомился с жившим там на покое и обучавшем учеников местным крупным мастером ушу господином Сунь Туном. Видя, что человек он искренний, монах обучил его технике мэйхуа дао. Сущностью мэйхуа дао овладели сыновья господина Сунь Туна - Сунь Голян и Сунь Годун. Голян не передал искусство меча никому. Годун обучил жившего в деревне Суньцзячжуан, что к востоку от уездного центра, господина Чэнь Шаня. Чэнь Шань обучил старшего сына Чэнь Гуанчжи, Чэнь Гуанчжи обучил родного племянника Чэнь Юйшаня, Чэнь Юйшань обучил Ли Юаньчжи. Ли изучал это искусство десять лет и познал его секреты, а впоследствии работал преподавателем группы в Центральном институте гошу.
Мэйхуа дао имеет десятииероглифный секрет: поднимать, зацеплять, щупать, швырять, рубить, отталкивать, подвешивать, приподнимать, обшаривать, колоть. Когда клинок поднят перевернуто, лезвие направлено влево, а острие - вниз, то это "поднимать". Когда клинок перевернут, острие направлено по диагонали вниз а лезвие обращено вправо, формой как у зацепляющей руки, то это "зацеплять". Когда острие направлено вперед, лезвие обращено влево, меч резко идет по горизонтали и возвращается кружным путем, то это "щупать". Когда клинок резко идет влево-назад или вправо-назад, рубя по диагонали, то это "швырять". Клинок внезапно идет вперед и вниз - это "рубить". Клинок снизу резко поднимается вверх - это "отталкивать". Когда клинок впереди резко затягивает по диагонали наружу-назад, то это "подвешивать". Когда правая рука выпрямлена, а клинок снизу резко идет вперед и вверх, то это "приподнимать". Клинок по горизонтали идет слева направо - это "обшаривать". Острие прямо вперед - это "колоть".
Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе!
|
О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: "С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом".
Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы", "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.
При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.
При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений.
Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые.
Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать.