|
В "Отборные жемчужины вещей и событий" есть такое место: "Копьё - деревянное древко и металлический наконечник, идёт от Хуан-ди, распространено Кунмином (прозвище знаменитого полководца Чжугэ Ляна, эпоха Троецарствия)". Копьё-цян состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копья бывали различными, наконечники могли быть разного веса, поэтому у них очень много названий. При династии Мин в различных школах ушу использовались разные копья. Копьё семьи Ян имело длину около 6м, копьё семьи Ма - 3м 16см, бамбуковый шест семьи Ша - от 6м до 8м, ханькоуское копьё - 5м 30см, 5м 66см, 6м (из трактата У Шу "Записки о технике рук", династия Мин). Ко времени династии Цин длина копий постепенно уменьшилась. Копьё длиной 1м 81см называлось бусяцян ("копьё разового шага"), 2м 31см - хуацян ("цветочное копьё"), 2м 71см - чжунпинцян ("среднее горизонтальное копьё"). Кроме них ещё имелось копьё длиной в 4м, именуемое дацян ("большое копьё"), 5м 66см - даганьцзы ("большая жердь"), 6м - мао. Так они и остались до наших дней.
Копьё называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох. Рассмотрим, к примеру, методы владения копьём времён династии Мин. В них входили копьё семьи Ян, копьё семьи Ма, бамбуковый шест семьи Ша, короткое копьё семьи Ли, копьё семьи Ши, эмэйское копьё, шаолиньское копьё, ханькоуское копьё (согласно "Новая книга записей о достижениях", "Трактат о боевых порядках", "Записки о технике рук"), копьё семьи Цзинь, волшебное копьё Чжан Фэя, волшебное копьё пяти знаменитостей, копьё повёрнутого прорыва, копьё повёрнутого лезвия, копьё-шило, копьё-челнок, копьё-пестик, копьё-кисточка великого спокойствия, копьё отталкивания лошадей, прорывающее копьё выковыривания лошади, фиолетово-золотой дротик, копьё земляного языка (согласно "Краткое описание Южного Заречья", гл. 8 "Общее описание оружия"). В этих методах не только применяются различные копья, есть большие различия также в технике и манере, поэтому даже в одноимённых приёмах требования к движениям зачастую сильно различаются. Это многообразие методов естественно стимулировало развитие техники, что позволило копью стать главным из восемнадцати видов оружия.
Но если убрать у копья наконечник - будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту. У Шу (династия Мин) в "Записках о технике рук" описывает методы действий копьём семьи Ма: "в основе лежит (копьё) семьи Ян, и использованы техники шеста". В той же книге описаны шаолиньские методы действий копьём, в которые также за основу взяты техники копья, и к ним добавлены техники шеста.
Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема выполняемые один за другим в быстрой последовательности создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом - одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.
Иньба цян
(копье иньского хвата)
В этом методе действий копьем обе руки размещены на древке ладонями вниз, что и называется "иньским хватом" (левая рука держит копье за середину древка, правая - у основания).
Легенды относят создание стиля к Цзи Вэю, жившему в период Троецарствия. Реально стиль распространяется от Сун Цзиньши, жившего при династии Цин. Сун был командиром Войск Черного Знамени (один из отрядов Восьмизнаменных войск), после неудачного восстания бежал из Шаньдуна во Внутреннюю Монголию и сменил имя на Чжао Лаотун. Хоть и тренировался он по ночам, все равно среди людей пошли слухи, что он отлично владеет боевыми искусствами. Об этом прослышал лама Юсы, который неплохо владел ушу, и решил с ним сразиться. Проиграв боя, Юсы пошел в ученики к Чжан Лаотуну, изучил у него искусство боя копьем иньского хвата, искусство железной ладони, кулак орлиных когтей.
После смерти Чжао Лаотуна Юсы отправился в Шаньдун, и лишь тут узнал, что на самом деле "Чжао Лаотуна" звали Сун Цзиньши. Также он узнал, что учитель обучил его лишь кавалерийским методам действий копьем, и здесь в Шаньдуне ему пришлось изучить еще и методы подпирания копьем.
Вернувшись из Шаньдуна, Юсы обучил трех учеников. Среди них был Го Сань (Юйхун); Го Сань обучил Юнь Ляньшэна и Янь Луо; Юнь Ляньшэн обучил У Туна и Лю Эньшоу. Так искусство владения копьем иньского хвата распространилось во Внутренней Монголии.
В этом стиле используется копьё в 108 цуней длиной. Говорят, что "на дальней дистанции бейся как копьем, на ближней - как шестом, еще ближе - как кинжалом". Техника боя координируется с теорией пяти первостихий и восьми триграмм. Помимо одиночных упражнений в стиле есть и парная тренировка, называемая "чань цян" ("обматывание копьями").