Анри Бергсон (1859-1941) - крупнейший
представитель иррационализма XX в. Родился в Париже в
англо-польской семье. Поступил в лицей Кондорсэ, затем
учился в Высшей нормальной школе, которую окончил в
1881 г. Преподавал философию в Анжере и Клермон-Фер-
ране, затем вернулся в Париж и преподавал в нескольких
лицеях, после чего перешел в Высшую нормальную школу. В
1900 г. получил кафедру в Колледж де Франс. К этому
времени он уже начал публиковать .своя работы: "Смех"
(1900), "Творческая эволюция" (1907). "Творческая
эволюция" принесла Бергсону международную известность и
стала исключительно популярной. В 1914 г. он избирается во
Французскую Академию. В том же году его книги попадают
в Индекс запрещенных книг католической церкви, так как
антиинтеллектуализм Бергсона рассматривается вредным для
римского католицизма.
Но его философия продолжала
пользоваться широкой известностью и популярностью. Она
оказала огромное влияние на других философов. В 1919 г.
выходит сборник очерков "Умственная энергия", в котором
Бергсон обсуждает с Эйнштейном проблемы
относительности. В силу плохого здоровья он уходит в
отставку с поста профессора в Колледж Ле Франс в 1921 г. В
1927 г. ему присуждается Нобелевская премия по литературе.
В период после первой мировой войны он уделял
большое внимание международной политике и много сделал
для сотрудничества и мирного сосуществования между
нациями. Вскоре после начала второй мировой войны во
время жизни в оккупированном Париже от Бергсона
потребовали зарегистрироваться в качестве еврея. Ему
пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на
холоде, чтобы заполнить регистрационный лист, и он заболел
воспалением легких, от которого умер 3 января 1941 г.
Хотя философскую известность Бергсону принесла
работа "Творческая эволюция", уже в "Очерке о
непосредственных данных сознания" (1899) он заложил
основные положения своего учения. Центральным для его
философии является понятие времени. Он отличает научное
время, которое измеряется часами и другими средствами, и
чистое время как динамичный и активный поток событий -
поток самой жизни. Это время мы переживаем
непосредственно и внутри него иногда возможно действовать
свободно. Именно интеллект действует во времени в первом
смысле. Он организует и концептуализирует все отдельные
сущности, последовательности, состояния и дает реальности
ясный и оригинальный аспект, которым она фактически не
владеет. Интеллектуализм имеет практическую
направленность, позволяет нам выжить, но в то же время,
полагает Бергсон, это приводит к философской ошибке, а
именно: дает ошибочную картину мира.
В реальности нет ни
одной "идентичной ситуации", в которую мы верим на
основе слов и интеллектуальных определений. На самом деле
существует поток изменяющегося опыта, который всегда
различен. Это есть то, что представляет реальное время, или
"длительность". Оно не простирается через пространство и не
измеряется каким-либо хронометром. Оно существует как
длительность только потому, что мы сами наблюдаем его.
Бергсон пишет: "Интервал длительности существует только
для нас и вследствие взаимного проникновения наших
состояний сознания, вне нас нельзя найти ничего, кроме
пространства, и таким образом одновременностей, о которых
нельзя даже сказать, что они следуют друг за другом
объективно".
Бергсон различает время физики, которое имеет
пространственное выражение, и длительность - время
сознания. Последнее содержит в себе развитие. События,
которые создают его, неповторимы, и потому обладают
непрерывностью, направлены в будущее. Эта идея подобна
идее У. Джемса о "потоке сознания".